Элементарный курс русской истории

— 150 — на была съ женской половины дома появляться хозяйка, которая собственноручно обносила виномъ гостей, которые должны были за это ц Ьловать ее въ губы («поцѣлуйный обрядъ»). Иногда на такіе пиры приглашались гусляры и скоморохи. Въ домахъ бояръ жили шуты, шутихи, дураки, карлики, а также пѣсенники и раз- сказчики. Простой народъ тѣшился кулачными боями, катаньемъ съ горъ, качелями, азартными играми въ карты или зернь (въ родѣ костей). Въ лѣтніе праздники водили хороводы, въ святки наря- жались. И въ просто мъ народѣ замѣчается наклонность пировать при каждомъ удобномъ случаѣ, но въ этомъ классѣ пиры сопро- вождались уже не попойками, а настоящими, часто разгульными, пьянствомъ, которое влекло за собою драки и увѣчья. Царскій обиходъ. Когда Иванъ III женился на византійской царевнѣ Софьѣ Палеологъ, въ Москву проникло много обычаевъ, существовавшихъ при дворѣ Византійскихъ императоровъ. И ко- гда вся Русская земля собралась подъ властью уже не князя, а царей ,Московскихъ, эти послѣдніе смотрѣли на свою власть, какъ на самодержавную, а это отражалось и на ихъ отношеніи къ боярами и народу и на ихъ жизни. Вудній день у царя проходили приблизительно такъ же, какъ у любого боярина. -День начинался рано, въ 4 часа, съ молитвы въ крестовой палатѣ, гдѣ царь молился передъ иконой того свя- того, память котораго была въ извѣстный день. Поздоровавшись съ царицей, которая приходила также въ крестовую 'палату, царь съ нею шелъ къ утренѣ, послѣ чего говорили о дѣлахъ съ бояра- ми. Къ этому времени всѣ жившіе въ Москвѣ бояре безъ прйгла- шенія собирались во дворецъ и привѣтствовали царя земными поклонами. Послѣ обѣдни въ дворцовой церкви царь занимался съ боярами дѣлами, при чемъ бояре не смѣли садиться, а если назна- чалось «сидѣніе съ бояры», т.-е. засѣданіе Боярской Думы, то бояре садились поодаль отъ царя по лавкамъ, по степени знатно- сти (обычай мѣстничеств а). Въ 12 часовъ всѣ дѣла оканчи- вались, царь шелъ обѣдать и послѣ обѣда часа 3, до вечерни, спалъ. Къ вечернѣ царь выходилъ въ сопровожденіи бояръ, опять собиравшихся къ этому времени во дворецъ. Вечеръ царь проводилъ или въ своей семьѣ или съ близкими людьми. Въ это время онъ читали духовно-назидательныя книги (а съ Алексѣя Михайловича рукописный газеты — куранты), слушалъ разсказы странниковъ о чужихъ земляхъ и о старинѣ. Иногда во дворецъ приглашались слѣпцы, которые пѣли духовные стихи о Лазарѣ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1