Элементарный курс русской истории

152 — привозили фабричный издѣлія, оружіе, сукна, сахаръ, бумагу и золото и серебро въ слиткахъ. Съ Востока шли въ Россію шелко- вый и бумажный ткани, ковры, парча, пряности, краски и др. Вывозъ въ Азію былъ довольно слабый. Въ XYII в. главными тор- говыми городами были : на востокѣ Астрахань, а для торговли съ Западомъ Архангельскъ. Развитію какъ внутренней, такъ и внѣш- ней торговли сильно мѣшали отсутствіе удобныхъ путей сообще- ния, а также большіе налоги и пошлины, которые приходилось платить русскимъ купцамъ въ казну. Замкнутость русскихъ. Сами русскіе за границу не ѣздили, такъ какъ боялись за чистоту своей вѣры и обычаевъ; иностранцы съ своей стороны мѣшали поѣздкамъ русскихъ за границу, такъ какъ имъ было выгоднѣе покупать русскіе товары на мѣстѣ и они полу- чали такимъ образомъ болыніе барыши. Поэтому, если русскій человѣкъ вздумалъ бы поѣхать въ чужіе края съ товарами, то купцы иностранные сговаривались между собой и никто не давалъ ему тамъ настоящей цѣны, такъ что ему приходилось везти товаръ обратно въ Россію и продавать его тѣмъ же нѣмцамъ «по ихъ цѣнѣ». Но тѣмъ иностранцами, которые жили для торговли или какого-нибудь промысла въ Росеіи, не позволяли селиться около русскихъ, а отводили имъ въ городахъ особыя усадьбы или цѣлыя слободы. Такъ, напр., когда началось въ XYI вѣкѣ обли- жете съ Западомъ, и въ Москвѣ стали появляться, съ Бориса Годунова, иностранцы, то ихъ селили не въ Москвѣ, а около нея, въ особой слободѣ, которая и стала называться Нѣмецкой; къ концу XYII в. она представляла собой уже значительный посе- локъ, въ которомъ жило нѣсколько сотъ «нѣмцевъ», какъ назы- вали въ Росеіи всякаго иностранца. Не сходясь съ иностранцами, русскіе во всѣхъ отношеніяхъ отстали отъ просвѣщеннаго Запада. Не говоря уже о простомъ народѣ, даже среди бояръ можно было встрѣтить неграмотныхъ. Да и грамотными считались тѣ, кто умѣлъ читать, писать, зналъ церковный пѣснопѣнія — и ничего больше. Если же любознатель- ный человѣкъ пополняли свое образованіе чгеніемъ бывшихъ тогда на Руси книгъ религіознаго или историческаго содержанія, то онъ считался уже «книжникомъ», т.-е. образованными. Царя Ивана Грознаго за отличное знаніе Священнаго ГІисанія и разныхъ сочиненій какъ духовнаго, такъ и свѣтскаго характера (какія тогда Можно было найти) называли «словесной мудрости риторомъ». Обу- ченіе грамотѣ находилось въ рукахъ монаховъ, дьячковъ или по- дьячих ь посольскаго приказа. (Послѣдніе обыкновенно обучали дѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1