Элементарный курс русской истории

— 179 — зомъ во внѣшности : русскіе дворяне перенималиу французовъ языкъ, моды, обстановку и отчастиусваивали французскіе обы- чаи и понятія. Это имѣло своимъ послѣдствіемъ то, что такимъ образомъ дворянство еще больше отдалилось отъ простого народа, который продолжалъ жить по старинѣ, такъ какъ народныхъ школъ еще не было и образованіе не коснулось народа. Да обра- зованіе и высшаго обществабыло преимущественно поверхностное: съ внѣшнимъ блескомъ и роскошью, которыми отличалась жизнь высшаго русскаго общества, не соединялось однако настоящаго образованія, и нравы были еще очень грубы. Эта грубость нравовъ сказывалась въ страстикъ шутамъ, которые наполнялидворецъ имп. Анны Іоанновны и дома вельможъ, и въ такихъ удоволь- ствіяхъ, какъ кулачные бои или постройка «Ледяного дома», (при той же гоеударынѣ). Только со второй половины XVIII вѣка замѣчается въ рус- скомъ обществѣ развитіе изящнаго вкуса. Петербургъ украшается при Елизаветѣ Петровнѣ многими красивыми зданіями; въ домахъ русскихъ богачей-дворянъ мы находимъ картины извѣстныхъ европейскихъ художниковъ; появляются и русскіе художники и архитектора. Къ царствованію же имп. ЕлизаветыПетровны отно- сится учрежденіе перваго публичнаго театравъ Россіи (сначала въ Ярославлѣ, потомъ въ Петербургѣ), на сценѣ котораго рус- скіе артистыразыгрывали пьесы, написанныярусскими поэтами. При ней же, въ 1755 году, былъ основанъ первый въ Россіи уни- верситетъ — въ Москвѣ. ХХѴІІ. М. В. Ломоносовъ. Московский университетъ, основанный при Елизаветѣ Петровнѣ, былъ учрежденъ, какъ сказано въ указѣ, для того, чтобы „замѣнить иностран- ныхъ учителей, большая часть которыхъ не только наукамъ обучать не могутъ, но и сами къ тому никакихъ началъ не имѣютъ— достойными и свѣдущими въ наукахъ національными (т.-е. русскими) людьми". Дѣло въ томъ, что общество воспитывало обыкновенно своихъ дѣтей дома; воспи- тателями сначала были нѣмды, а въ царствование Елизаветы Петровны стали выписывать французовъ. Но эти гувернеры часто были очень не- удовлетворительны, такъ какъ у себя, во Франціи, никогда воспитаніемъ дѣтей и преподаваніемъ наукъ не занимались, а были торговцами, сапож- никами, парикмахерами, лакеями и т. п. Чтобы избавить русское общество отъ подобныхъ учителей, имп. Елизавета Петровна и учредила въ Москвѣ университетъ и при немъ двѣ гимназіи: одну для дворянъ, а другую— для лицъ другихъ сословій, чтобы тамъ „люди всякаго званія (кромѣ, впрочемъ, крѣпостныхъ крестьянъ) могли свободно заниматься науками". 12 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1