Элементарный курс русской истории
— 15 — мало : извѣстно, что они чтили бога-громовника подъ именемъ Перуна, бога-вѣтра— подъ именемъ Стрибога, чтили Велеса, или Волоса, который считался покровителемъстадъ и потому назы- вался еще скотьимъ богомъ, и нѣкоторыхъ другихъ. Кромѣ этихъ главныхъ боговъ, вѣрили во многихъ другихъ : въ лѣсу, по вѣ- рованію славянъ, жилъ лѣсной богъ — лѣшій; въ водѣ — водяной; въ рѣкахъ — русалки; особенно же чтили домашняго бога — до- мового. Славяне думали, что души умершихъ предковъ не покидаютъ родного очага, что они заботятся о своемъ потомствѣ, хранятъ его отъ всякихъ бѣдъ, если оно чтитъ память ихъ; если же нѣтъ — тогда эти домашніе боги становятся безпокойными, произ- водятъ часто тревогу въ домѣ, наводятъ бѣду. Души предковъ чтились подъ именемъчуровъ, или щуровъ. Боговъ своихъ они чествовали праздниками,состоявшими въ жертвоприношеніяхъ животныхъ и даже людей, въ молитвахъ, гаданьяхъ, и заканчивавшимисяпиромъ и играми. Такъ какъ главнымъ божествомъ славянъ было солнце, дающее жизнь всей природѣ, то и главные праздники были посвящены божеству солнца. Въ декабрѣ мѣсяцѣ (около нашего Рождества) у славянъ былъ празд- шкъ Коляды, или рожденія краснаго солнца. Въ честь рождающагося солнца славяне приносили жертвы при пѣніи пѣсенъ, поевященныхъ бо- жеству солнца. Въ этотъ же праздникъ совершались различный гаданія, посредствомъ которыхъ славяне старались узнать о будущей судьбѣ: га- дали поСредствомъ куръ, кольца, зажженной лучины и т. д. (Эти гаданія во многихъ мѣстахъ Россіи уцѣлѣли до сихъ поръ). . Когда ранней весной снѣгъ начинали таять и показывалась на при- горкахъ первая травка, славяне весело встрѣчали весну съ ея непремѣн- ными признаками— первыми громомъ, первыми дождемъ— и въ честь ея было нѣсколько праздниковъ. Встрѣча весны состояла въ пѣніи весеннихъ гіѣсенъ, купаньи и въ то же время сопровождалась проводами зимы, кото- рую подъ видомъ соломеннаго чучелы топили въ водѣ или сожигали. И до сихъ поръ еще во многихъ мѣстахъ встрѣчаютъ весну пѣсней: „весна, весна красная, приди, весна, съ радостью, съ великой милостью, со льномъ высокими, съ корнемъ глубокими, съ хлѣбами обильными". А при первомъ дождикѣ поютъ: „дождикъ, дождикъ, припусти; поливай, дождь, на бабину рожь, на дѣдову пшеницу, на дѣвкинъ ленъ поливай ведромъ. Дождь, дождь, припусти поскорѣй, посильнѣй, насъ, ребятъ, обогрѣй". Когда на возвышенностяхъ, подъ дѣйствіемъ горячихъ лучей весенняго солнца, стаивалъ снѣгъ, славяне праздновали „Красную горку". Онипѣлп пѣсни въ честь воды, молились о дождѣ, о плодотвореніи земли и зажи- гали огни въ честь солнца. Хороводными пѣснями и играми они намека- ли на предстоящія сельскія земледѣльческія работы. Въ то же время на этихъ играхъ молодежь знакомилась между собой. Послѣ игръ ходили на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1