Элементарный курс русской истории

Буга; такимъ образомъ, всѣ русскія области, которыя въ ХІУ и XV столѣтіяхъ были отняты у Россіи сначала Литвой, а потомъ Польшей, снова вошли въ составь русскаго государства. Въ продолженіе своего 34-лѣтняго царствованія Екатерина II возвела Россію на такую степень славы и могущества, такъ воз- высила ее въ глазахъ другихъ европейскихъ народовъ, что съ ея царствованія Россія стала имѣть первенствующее значеніе. Такая дѣятельность Екатерины II нашла себѣ должную оцѣнку въ по- томствѣ, и Екатеринѣ было дано прозвище «В е л и к а я». XXIX. А. В. Суворовъ. Самымъ замѣчательнымъ изъ «Екатерининскихъ орловъ» — какъ обыкновенно называютъ сподвижниковъ Екатерины II— былъ, без- спорно, Александръ Васильевичъ Суворовъ. Отецъ его, Василій Ивановичъ, былъ крестникомъ Петра В., дослужился до чина полнаго генерала (генералъ-аншефа) и, выйдя въ отставку, жилъ въ одной изъ своихъ деревень Новгородской губ. Въ дѣтствѣ Суворовъ былъ хилымъ и слабымъ ребенкомъ, такъ что отецъ предназначалъ его въ гражданскую службу. Но чтобы сдѣлать изъ него, дѣйствительно, знающаго и полезнаго человѣка, онъ далъ ему хорошее образованіе, за которымъ самъ слѣдилъ. Подъ надзоромъ отца, Суворовъ пріобрѣлъ обширныя и разнообразныя познанія, чему способствовали его необыкновен- ный способности, отличная память и его страсть къ ученью. Онъ безъ особаго труда изучилъ нѣсколько иностранныхъ языковъ : французскій, нѣмецкій, хорошо зналъ языки польскій и'итальян- скій; способность его къ изученію языковъ была такова, что въ дѣтствѣ, въ своей деревнѣ, населенной корелами, онъ научился чухонскому языку, а впослѣдствіи, въ походахъ въ Турцію и Крымъ, турецкому. Знаніе нѣсколькихъ языковъ давало ему воз- можность много читать. Но любимымъ его чтеніемъ было чтеніе о подвигахъ великихъ полководцевъ различныхъ временъ и наро- довъ, а также онисаніе битвъ и походовъ; этимъ чтеніемъ онъ увлекался чрезвычайно. Разложить, бывало, на полу карту, возь- метъ въ руку книгу, ложится на карту, читаетъ описаніе какого- нибудь сраженія или похода, и въ то же время слѣдитъ по картѣ за движеніемъ войскъ, а потомъ беретъ бумагу и начинаетъ самъ чертить планъ сраженія. Въ такія минуты онъ ничего не видѣлъ и не слышалъ; одинъ разъ въ шутку унесли все, что было у него на столѣ, и онъ замѣтилъ это только тогда, когда перестал ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1