Элементарный курс русской истории

— 237 — стремились ко благу Россіи. Я хогѣлъ продолжать грудиться такъ, чтобы оставить тебѣ государство благоустроенное, огражден- ное безопасностью извнѣ, совершенно спокойное и счастливое... но Богъ судили иначе». И новый царь свято исполнилъ предсмертное завѣщаніе сво- его отца. Въ манифестѣ имп. Александра, по случаю вступленія на престолъ, сказано: «Первою мыслыо Нашею было благоденствіе любезной Намъ Россіи... Да поможегъ Намъ Всемогущій, съ воз- ложеніемъ вѣнца царекаго, возложить на себя торжественный передъ свѣтомъ обѣтъ — жить единственно для счастья подвласт- ныхъ Намъ народовъ». И, дѣйствительно, вся жизнь имп. Але- ксандра II была однимъ великимъ служеніемъ на пользу Россіи; всѣ его труды и заботы были направлены къ одной цѣли — ко благу и счастью подданныхъ, къ благоденетвію и славѣ Росеіи. 1. Воспитаніе Александра Николаевича. Къ управленію госу- дарствомъ имп. Александръ II подготовлялся весьма старательно. Когда ему исполнилось 6 лѣтъ, имп. Николай назначилъ воспи- тателемъ его подполковника Мердера, человѣка рѣдкаго ума и кроткаго нрава. Мердеръ цѣлью всей своей жизни поставилъ — быть полезными своему ученику. Цесаревичи Александръ Нико- лаевичи отъ него слышали только одинъ голоси правды, видѣлъ одно безкорыетіе. Неудивительно, что высокій питомецъ Мердера рано пріобрѣлъ уваженіе къ человѣчеству, столь необходимое для государя. О томи же заботился и другой воспитатель — поэтъ В. А. Жу- ковскій. Они были вполнѣ русскими человѣкомъ, т.-е. любили и знали русскій народи и чтили все то, что русскій народи любитъ и чтитъ. Цѣлью воспитанія цесаревича они поставилъ — сдѣлать изъ него добродѣтельнаго человѣка, вселить въ его молодоми сердцѣ чувство уваженія къ человѣческой личности и христіан- скую любовь къ ближнему, чтобы его душа находила удовольствіе дѣлать добро и чувствовала отвращеніе ко всему дурному. И воспитатели вполнѣ достигли своей цѣли. Всѣ помнящіе то время люди съ восторгомъ говорятъ о томи, что великій князь уже съ раннихъ лѣтъ привлекали къ себѣ сердца всѣхъ тѣхъ, кому приходилось имѣть съ ними дѣло; что они были необыкно- венно правдивъ, кротокъ и ласковъ къ людямъ; его сердце все- гда было готово на доброе и хорошее дѣло: онъ всегда щедро и охотно помогали всѣмъ несчастными, нуждающимся въ помощи. Сохранился такой разсказъ о его душевной добротѣ. Разъ, проходя по берегу р. Фонтанки (въ С.-Петербургѣ) съ своимъ воспитателемъ Мерде-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1