Элементарный курс русской истории

за сборомъ дани, а поручалъ его своимъ старшимъ дружинни- камъ, которые при этомъ наживались. Остальной дружинѣ это не особенно нравилось, и она разъ убѣдила самого Игоря отпра- виться на «полюдье». Но это путешествіе было для Игоря ги- бельно : древляне, озлобленные тѣмъ, что Игорь хотѣлъ взять съ нихъ двойную дань, убили его (945 г.). Со смертью Игоря Кіевское княжество оказалось въ большой опасности: сынъ Игоря — Святославъ — былъ еще ребенокъ, между тѣмъ Кіеву угрожали съ юга печенѣги, а древляне, убившіе Игоря, возстали. За малолѣтствомъ Святослава, русской землей стала править мать его — Ольга, женщинаумная и рѣшительная. Она усмирила возетавшія племена (при чемъ жестоко отомстила, по языческимъ обычаямъ, древлянамъ за смерть мужа) и сама объѣхала всѣ подчиненныя ей области, устанавливая точный раз- мѣръ даней и податей. ОсобенноОльга прославилась тѣмъ, что первая изъ русскихъ князей приняла христіанскую вѣру. До нея христіане уже были въ Кіевѣ : въ договорѣ Игоря съ греками уже упоминаются христіане и соборная церковь св. Иліи въ Кіевѣ. (Несомнѣнно, христіанство было занесеновъ Кіевъ изъ Царьгра- да, съ котор ьтм ъ русскіе купцы вели оживленныя торговыя сно- шенія.) Въ Кіевѣ же Ольга, вѣроятно, и познакомилась впервые съ христіанской вѣрой. Въ 955 году, имѣя отъ роду 60 лѣгь, Ольга отправиласьвъ Царьградъ и тамъ крестилась. Возвратив- шись въ Кіевъ, Ольга хотѣла обратить и сына своего Святослава въ истинную вѣру. Но суровому, воинственному Святославу не по душѣ было христіанское ученіе. Ольга молилась за сына, го- воря: «да будетъ воля Божія! Если Богъ хочетъ помиловать родъ мой и землю русскую, то обратить ихъ къ Себѣ, какъ обратили меня». И желаніе Ольги сбылось скоро. Потому древній лѣтопи- сецъназвали ее «зарей христіанства» въ Россіи, а Церковь при- числила ее къ лику святыхъ. Еще при жизни Ольги Святославъ вступили въ управленіе страной. Но спокойной жизни они не выносили: они больше всего любили войну и почти всю жизнь провели въ походахъ, иногда очень отдаленныхъотъ Кіева. Они жилъ, какъ простой воинъ, спалиподъ открытыми небомъ, подложивъ поди голову сѣдло, а подъ себя подостлавъ войлоки; въ походахъне возили съ собой ни возовъ, ни котловъ и не варили мяса, а изрѣзавъ конину или говядину мелкимиломтиками пекъ ихъ на угольяхъ и такъ ѣлъ. Во время войны не прибѣгалъ они къ хитростями и не любили нападать врасплохъ, а, собираясь на кого-нибудь войной, преду-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1