Элементарный курс русской истории

ііымъ язычникомъ : онъ всюду ставилъ идоловъ, а въ Кіевѣ передъ своимъ дворцомъ (теремомъ) поставилъ идола бога-Перуна съ серебряной головой и золотыми усами. Такіе же идолы были по- ставлены и по другимъ городамъ; идоламъ этимъ приносились обильны я жертвы и въ честь ихъ устраивались праздники. Но недолго Владиміръ оставался язычникомъ. Одинъ случай произвелъ на него такое сильное впейатлѣніе, что поклоненіе идоламъ сразу сталоему не по душѣ. Лѣтописецъ разсказываетъ, что послѣ одного удачнаго похода старцы и бояре сказали: «бро- еимъ жребій на юношей и дѣвицъ; на кого падетъонъ, того и принесемъ въ жертву богамъ». Жребій палъ на сына одного хри- стіанина, жившаго въ Кіевѣ. Когда люди, посланные жрецами, хотѣли взять мальчика, отецъ его воспротивился этому, говоря: «ваши боги— дерево: сегодня стоять, а завтра сгніютъ; они не ѣдятъ и не пыотъ; они сдѣланы руками человѣчеекими. Есть единый истинный Богъ, Который сотворилъ землю, и звѣзды, и луну, и солнце; Онъ сотворилъи человѣка. Ваши же боги что сотворили'' Они сами сдѣланные. Не дамъ сына своего бѣсамъ». Посланные возвратились на мѣсто, гдѣ предполагалось жертвоприношеніе, и передали слова варяга. Народъ заволновался. Съ оружіемъ въ рукахъ толпа бросилась къ дому Ѳеодора (такъ звали этого варя- га-христіанина), разломала заборъ и, ворвавшись на дворъ, стала кричать: «подавай сына въ жертву богамъ». Ѳеодоръ стоялъ.въ это время, заслоняя собой сына, на выоокомъ крыльцѣ дома и отвѣчалъ : .«если ваши боги — точно боги, то Пусть пришлютъ одного изъ своей среды и возьмутъ у меня .сына, а вы зачѣмъ требуете?» Тогда кіевляне съ дикими криками бросились къ дому христіа- нинаи подрубили столбы, на которыхъ держалось крыльцо; подъ развалинамиего погибъ Ѳеодоръ съ сыномъ своимъ Іоанномъ. (Память ихъ празднуется православной Церковью 12-го іюля.) Этотъ случай произвелъ сильное впечатлѣніе на Владиміра, и съ этой поры онъ пересталъ приносить жертвы идоламъ. Въ Кіевѣ жило много христіанъ; Владиміру легко было познакомитьсясъ христіанскимъ ученіемъ, и нѣтъ ничего удивительнаго, что этотъ умный князь сталь колебаться въ старой вѣрѣ, почувствовавши высоту христіанскаго ученія сравнительносъ грубымъ язычествомъ. И вотъ, разнесся по Кіеву слухъ, что князь хочетъ вѣру перемѣ- нить. Такъ какъ въ Кіевѣ жило ради торговли много купцовъ изъ чужихъ земель, то черезъ нихъ и сосѣдніе народы тоже узнали о намѣреніи Владиміра. Со всѣхъ сторонъ поэтому сталиприхо- дить къ Владиміру послы, такъ какъ каждому сосѣду хотѣлось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1