Элементарный курс русской истории

— 2Я — И онъ можѳтъ избавить землю русскую отъ какого-нибудь Тугарина Змѣ- евича; тутъ и Добрыня Никитичъ, что страшнаго Змѣя Горыныча убилъ; тутъ и Васька Долгополый, и Потокъ Ивановичъ, и Дюкъ Степановича., и Чурило Пленковичъ. Не мало и другихъ богатырей пируетъ у князя Владиміра. Но нѣтъ другого такого, какъ Илья Муромецъ 1 . Илья Муромецъ былъ крестьянскій сынъ, изъ-подъ города Мурома, изъ села Карачарова. 33 года онъ не владѣлъ ни руками, ни ногами— сиднемъ сидѣлъ. Пришли разъ къ нему, въ отсутствіе родителей, нищіе (калики перехожіе) — самъ Христосъ и два апостола. Попросили у Ильи воды испить, а онъ имъ говорить, что и встать не можетъ. Тогда при- казали ему калики встать— и вдругъ: диво дивное, чудо чудное. Откуда сила взялась— всталъ Илья, какъ встрепанный. Напившись воды, прине- сенной Ильей, калики велѣли и ему выпить; выпилъ Илья— и почуялъ въ себѣ силу непомѣрную. Не сидѣлось ему послѣ этого въ родитель- екомъ домѣ; сталъ онъ просить у своихъ родителей благословенія „ѣхать въ Кіевъ къ князю Владиміру на поможеніе, на сбереженіе . Огецъ отпу- скаетъ его, но даетъ ему заповѣдь великую: понапрасну ни басурманской, ни христіанской крови не проливать. Илья поѣхалъ въ Кіевъ прямой дорогой, по которой уже много лѣтъ не было ни проходу, ни проѣзду, залегла та дорога отъ Соловья-разбойника: сидитъ онъ на семи дубахъ, кричитъ по-звѣриному, свиститъ по-соловыіному такъ, что никто противь этого посвиста устоять не можетъ. И Илью встрѣтилъ онъ такимъ же свн- стомъ, такъ что у Ильи конь даже на колѣни палъ. Тогда вынимаеть Илья изъ колчана каленую стрѣлу и, помня отцовскую заповѣдь, стрѣ- ляетъ Соловью въ правый глазъ. Полетѣлъ Соловей съ дуба на землю комомъ. Илья привязываѳтъ его къ сѣдлу и везетъ въ Кіевъ. Тамъ посту- паетъ онъ на службу къ князю Владиміру и обороняетъ русскую землю отъ Калина-царя, отъ Идолища Поганаго и отъ разныхъ другихъ недр} говъ. Подвиги свои Илья совершаетъ тогда, когда нужно избавить кого- нибудь отъ бѣды, постоять за честь русской земли. Дѣйствуетъ онъ не изъ корысти, не ищетъ почета, не любитъ похвальбы и за дѣло берется только тогда, когда безъ него ужъ нельзя обойтись, когда ему „некѣмь замениться". Всякое дѣло онъ ведетъ на чистоту, безъ хитрости. За эти свойства и сталъ Илья любимымъ богатыремъ русскаго народа. VI. Свв. Кириллъ и Меѳодій, просвѣтители славянъ. Одновременно съ христіанствомъ на Руси началась и письмен- ность. Для русскихъ славянъ, просвѣщенныхъ вѣрою во Христа, понадобились священный и богослужебный книги. Іакія книги и были привезены изъ Греціи. Но написаны онѣ были не на греческомъ, а на славянскомъ языкѣ, больше чѣмъ за сто лѣтъ до крещенія Руси, приблизительно въ то время, когда русское государство только что основывалось. Изобретателями славян- ской грамоты и переводчиками священныхъ книгъ на славян- скій языкъ были свв. братья Кириллъ (Константинъ) и Меѳодій. Они были сыновья греческаго вельможи и родились въ Солуші

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1