Элементарный курс русской истории

— 30 — (Ѳессалоникахъ), гдѣ служилъ ихъ отецъ. Такъ какъ около Со- луни было много славянскихъ поселеній, то оба брата, съ дѣтства усвоили славянскій языкъ и свободно на немъ говорили. Стар- ший брать Меѳодій, выросши, поступилъ въ военную службу, быль правителемъ одной области, населеннойнаполовину гре- ками, наполовину славянами, но затѣмъ оставилъ міръ и по стригся въ монахи. Кириллъ съ дѣтства отличался блестящими способностями, былъ взятъ въ Царьградъ, гдѣ и воспитывался вмѣстѣ съ моло- дымъ императоромъ Михаиломъ III. (Ихъ учитель былъ Фотіи, впослѣдствіи знаменитый византійскій патріархъ.) По окончаніи образованія Кириллъ принялъ санъ священника, но потомъ вско- рѣ, подобно Меѳодію, ушелъ въ монастырь. Около 858 года въ Константинополь прибыло посольство изь Хозарской земли (лежавшей между Дономъ и Волгой) съ прось- бой— прислать знающихъ людей для епоровъ о вѣрѣ съ іудеями и магометанами. Имп. Михаилъ и патріархъ Фотій рѣшили отпра- вить къ хозарамъ Кирилла и Меѳодія. Хозарскій ханъ принялъ братьевъ-проповѣдниковъ очень дружелірбно и (хотя самъ не принялъ христіанства) позволилъ имъ свободно проповѣдывать въ своемъ государствѣ. Братья пробыли въ Хозарской землѣ до- вольно долго и много народу обратили въ православную вѣру. (Между прочимъ, въ г. Корсунѣ они открыли мощи священно.- мученика папы Климента римскаго, сосланнаго сюда при одномъ изъ римскихъ императоровъ.) Вскорѣ по возвращеніи (862 г.) Кириллъ и Меѳодій были отправлены въ Моравію. Кромѣ русскихъ славянъ, въ Европѣ жили еще славяне юж- н ы е, жившіе по нижнему Дунаю и на Балканскомъ полуостров ѣ, и славяне западные— поляки, чехи, моравы, славяне полаб- скіе и др.,— которые занимали почти половину Зап. Европы до р. Эльбы (Лабы). Въ одно изъ западно-славянскихъ княжествъ, въ Моравское (гдѣ теперь Чехія), христіанство уже проникло. Тамъ много лѣтъ уже проповѣдывали, съ благословенія римскаго папы, нѣмецкіе проповѣдники. Но богослужебныя и священный книги, принесенныя ими въ Моравію, были написаны на латин- скомъ языкѣ, непонятномъ для мѣстныхъ жителей; на этомъ же языкѣ совершалось богослуженіе. Населенію Моравіи это не нра- вилось, и нерѣдко случалось, что церкви нѣмецкихъ проповѣдни- ковъ стояли пустыми, такъ какъ ихъ никто не посѣщалъ; а иногда случалось и такъ, что моравскіе славяне, уже обращенные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1