Элементарный курс русской истории

какъ были увѣрены въ правотѣ своего дѣла. И, дѣйствительно, разсмотрѣвъ ихъ переводъ Священнаго Писанія и выслушавъ ихъ объясненія, папа римскій разрѣшилъ имъ проповѣдывать и совершать богослуженіе на славянскомъ языкѣ. По въ Моравію вернулся одинъ Меѳодій: Кириллъ остался въ Римѣ въ одномъ изъ монастырей и тамъ скоро послѣ этого умеръ (869 г.). Меѳодш одинъ продолжали въ Моравіи начатое имъ дѣло и закончили переводи всего Священнаго Писанія на славянскій языки. Но враги Меѳодія не успокоились. Не добившись ничего у папы, они стали всячески наговаривать на Меѳодія тогдашнему германскому императору и добились того, что Меѳодій были даже подвергнуть тѣсному заключение, въ которомъ пробыли больше 2-хъ лѣтъ. Но ему и тутъ удалось оправдаться: онъ былъ возста- новленъ въ своихъ правахъ, назначенъ епископомъ Паннонскимъ (Чехіи и нын. Венгріи) и скончался въ глубокой старости (885 г.). Послѣ его смерти католическое духовенство добилось все-таки своего: всѣ ученики Кирилла и Меѳодія стали подвергаться все- возможными притѣсненіямъ, такъ что вынуждены были удалиться изъ Моравіи. Они ушли въ Болгарію, а въ Моравіи снова уста- новилось богослуженіе и чтеніе Священнаго Писанія на латин- скомъ языкѣ. Но труды Кирилла и Меѳодія не пропали даромъ. Въ Болгаріи христіанство, благодаря ихъ переводу Св. ІТисанія на славянскій языки, утвердилось прочно и даже стало проникать оттуда (задолго еще до Владиміра) въ русскую землю. Въ виду этого Кириллъ и Меѳодій названы были первоучителями славянъ. Православная Церковь причислила ихъ къ лику свя- ягыхъ. (Память ихр празднуется 11-го мая.) VII. Кіево-Печерекая лавра. При сынѣ Владиміра Св. — Ярославѣ Мудромъ христіанская вѣра еще больше распространилась и укрѣпилась въ русскомъ народѣ. Ярославъ были очень усердными христіаниномъ ; сами постоянно занимался чтеніемъ священныхъ книгъ и хотѣлъ, чтобы на Руси было больше книжныхъ, грамотныхъ людей; для этого онъ приказывали открывать школы при церквахъ и монастыряхъ, не жалѣлъ денегъ на переписку книгъ (печатать тогда еще не умѣли) . До принятія христіанства у русскихъне было писаныхъ зако- новъ и во всѣхъ дѣлахъ они руководились обычаемъ, т.-е. «какъ раньше дѣлалось». Съ принятіемъ христіанетва, рядомъ со ста-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1