Элементарный курс русской истории

— 33 — ринными обычаями, появились новые взгляды и новыя понятія, вслѣдетвіе чего стали необходимы законы писаные, обязательные для всѣхъ. Такой сборникъ русскихъ законовъ и былъ еоставленъ, подъ именемъ «Русской Правды», при кн. Ярославѣ'Мудромъ; въ него вошли (отчасти)прежніе обычаи, постановленія князей (до Ярослава) и нѣкоторые греческіе законы. — Впослѣдствіи, при дѣ- тяхъ Ярослава, сборникъ этотъ былъ дополненъ. Благодаря просвѣтительной дѣятельносги кн. Ярослава, вѣра православнаяраспространяласьи крѣпла. Скоро нашлись такіе усердныехристиане,которые только и думалио вѣрѣ и молитвѣ. Они удалялись въ лѣса, въ уединенныя мѣста и тамъпостились и молились. Около нихъ собирались благочестивые люди со всѣхъ концовъ русской земли. Такимъ образомъ произошли монастыри. Наиболѣе знаменитымъвъ древности былъ монастырь Кіево-Печер- скій, впослѣдетвіи названный Кіево-Печерской лаврой. Основателемъ этого монастыря былъ одинъ благочестивый чело- вѣкъ, по имени Антоній. Онъ постригсявъ монахи въ одномъ изъ греческихъ монастырей (на Аѳонѣ), но не осталсятамъ, а съ благословеніемъ одного старцапришелъназадъна Русь (1051 г.) и поселилсяоколо Кіева въ пещерѣ, гдѣ проводилъ время въ постѣ и молитвѣ. Слава о его подвигахъ распространиласьпо русской землѣ, и къ немустали собираться благочестивые люди. Они рас- ширили дещеру Антонія, устроили въ ней церковь и кельи и образовали одну братію; Антонія они выбрали игуменомъ. Впо- слѣдствіи, когда число ихъ возросло, они построилимонастырь на горѣ, надъ пещерой. Монастырь этотъ и сталъ называться Печерскимъ.Монахи печерскіе проводили все время въ молитвѣ и трудахъ: сами носиливоду, рубили дрова ; въ свободное время они переписывалисвященныя книги, переводилисъ греческаго на славянскій житія, поученія и т. п. и распространяли такимъ образомъ на русской землѣ грамотность и просвѣщеніе. Особенно прославилсямежду печерскими ноками второй игу- менъ монастыря— Ѳеодосій. Ѳеодосій былъ единственный сынъ зажиточыыхъ родителей, которые ему старалисьдать хорошее по тогдашнемувремени обра- зованіе; онъ былъ очень способенъ и въ ученіи скоро опередилъ всѣхъ своихъ сверстниковъ. Съ дѣтскихъ лѣтъ онъ обнаружи- валъ набожность и благочестіе. Онъ не рѣзвился и не игралъ, какъ другія дѣти, не любилъ носить яркую цвѣтную одежду, а одѣвался просто, старался работать простую работу вмѣстѣ со слугами и въ свободное время любилъ читатьили слушать, какъ 3 К. И. Добрыішиъ. Элемент, куреъ русск. ист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1