Элементарный курс русской истории

— 43 — ную икону Пр. Богородицы, привезенную изъ Царьграда и писанную, по преданію, евангелистомъ Лукою. По дорогѣ къ Суздалю, за 10 верстъ отъ г. Владиміра на Клязьмѣ, кони, на которыхъ везли икону, вдругъ стали, какъ вкопанные. Всѣ усилія заставить ихъ идти дальше были напрасны. Запрягли въ телѣгу другихъ лошадей, но и тѣ не могли сдвинуть ее съ мѣста. Это поразило всѣхъ. Рѣшено было остановиться. Князю раскинули палатку. Когда наступила ночь, князь долго не ложился спать. Сильно взволнованный дневнымъ происшествіемъ, онъ долго и усердно молился передъ иконой, пока, наконецъ задремалъ, утомленный трудной дорогой и долгой молитвой. На утро Андрей объявили, что ему во снѣ явилась Бо- гоматерь и не велѣла везти Ея икону въ Суздаль или въ Ростовъ, а по- ставить во Владимірѣ; а на томъ мѣстѣ, гдѣ произошла остановка, по- строить церковь во имя Рождества Богородицы и основать монастырь. Такъ и было сдѣлано. На мѣстѣ остановки было основано село и построе- на каменная церковь; въ этомъ храмѣ временно поставили икону Богома- тери. Названо было это село Боголюбовыми, откуда и прозвище Андрея— Боголюбскій. Здѣсь онъ проводилъ большую часть своего времени, для чего и построили себѣ тамъ каменный дворецъ, развалины котораго цѣлы до сихъ поръ. По смерти Юрія Долгорукаго Андрей сдѣлался великими кня- земъ, но не поѣхалъ въ Кіевъ княжить, а остался въ Суздаль- ской землѣ, гдѣ своей столицей сдѣлалъ городъ Владиміръ. Этотъ городъ, прежде малонаселенный и небогатый, при немъ разросся и населился. Андрей украсилъновую столицуцерквами, изъ которыхъ самой большой и богатой была церковь во имя Успенья Богородицы. Сюда была перенесеначудотворная икона изъ Боголюбова. Она стала извѣстна подъ именемъ Владимірской иконы Божіей Матери. (Въ настоящее время она находится въ Москвѣ, въ Успенскомъ соборѣ.) Кромѣ этой церкви Андрей построилъ еще много другихъ, какъ во Владимірѣ, такъ и въ дру- гихъ городахъ Суздальской Руси. По своему благочестію и набожности Андрей Боголюбскій на- поминалъсвоего дѣда— Владиміра Мономаха. «Андрея,— говорить лѣтописецъ, — можно было всегда видѣть въ храмѣ на молитвѣ, со слезами умиленія на глазахъ; всенародно раздавалионъ убо- гими милостыню, чтилъ духовенство, монаховъ и за это слышалъ себѣ постоянныйпохвалы. Какъ дѣдъ, не любя войны, онъ тѣмъ не менѣе были готовь постоять за русскую землю противъ вся- каго врага». Но одна чертасильно отличала Андрея отъ Владиміра Мономаха. Андрей Боголюбскій были первыми изъ князей русскихъ, ко- торый задумали установитьна Руси едино державіе. Онъ пони- мали, что постоянный усобицы губятъ землю, что Русь отъ этого все больше и больше бѣднѣетъ и слабѣетъ. Не дѣлился онъ по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1