Элементарный курс русской истории

— 47 — разорять, сначалапредложилъ кіевлянамъ сдаться безъ боя. Кие- вляне и слышать не хотѣли о сдачѣ. Тогда татары обложили го- родъ со всѣхъ сторонъ. Ихъ было такое множество, что, по сло- вамъ лѣтописца, отъ скрипа телѣгъ, отъ рева верблюдовъ и ржа- нія лошадей въ татарскомъ лагерѣ кіевляне не могли въ городѣ разслышать др.угъ друга. И, несмотря на это, кіевляне не хо- тѣли сдаваться. День и ночь били татары бревнами городскія стѣны и, наконецъ, разбили ихъ на третій день. Жители укрѣпи- лись около одной церкви, но ничегоуже не могли сдѣлать, такъ какъ татаръ было слишкомъ много. Кіевъ былъ взятъ и разру- шенъ. Разрушена была тогда и Кіево-Печерская лавра. Опустошивъ русскую землю, татары не ушли назадъ, какъ послѣ сраженія на Калкѣ. На этотъ разъ они осталисьи распо- ложились въ степяхъ между Дономъ и Волгой до Чернаго моря и Каспійскаго. Самъ Батый поселился гдѣ-то у устъевъ Волги и построилъ тамъ городъ Сарай, который сдѣлался столицей но- ваго татарскагоцарства, получившаго названіе Золотой Орды. Считая русскую землю покоренной, Батый приказалъ всѣмъ рус- скимъ князьямъ явиться къ нему въ Орду на поклонъ. Ослу- шаться этого приказа никто не осмѣлился. Въ Ордѣ князьямъ русскимъприходилось терпѣть много обидъ и униженій : прежде чѣмъ войти къ хану, ихъ заставляли, напр., проходить между двухъ огней, кланяться идоламъ, становиться передъханомъна колѣни. Черниговекій князь Михаилъ отказался исполнить при- казаніе татаръи за это былъ звѣрски замученъ татарами вмѣстѣ съ вѣрнымъ своимъ бояриномъ Ѳеодоромъ. (Православная Цер- ковь причислилаихъ обоихъ къ лику святыхъ.) *). Печальное зрѣлище представляла Русь послѣ татарскаго погрома. Епи- скопъ владимірскій Серапіонъ черезъ нѣсколько десятилѣтій послѣ этого говорилъ своей паствѣ: „страшно, дѣти, подпасть гнѣву Божію. Чего не навели мы на себя! Какой казни отъ Бога не воспріяли! Не плѣнена ли земля наша? Не полегли ли отцы и братья наши трупами на землю? Не отведены ли жены наши и дочери въ плѣнъ? Не порабощены ли мы, остав- шіеся, горькимъ рабствомъ отъ иноплеменниковъ? Вотъ уже къ 40 годамъ приближается наше томленіе и мука, а тяжкія дани съ насъ не прекра- щаются. И всласть хлѣба мы съѣсть не можемъ. Навелъ же на насъ Господь народъ немилостивый, народъ лютый, не щадящій ни юной красоты, ни старческой немощи, ни молодости дѣтей... Разрушены божественный церкви, осквернены священные сосуды, все святое потоптано, святители стали пи- щею меча; тѣла преподобныхъ иноковъ брошены на съѣденіе птицамъ; кровь отцовъ и братьевъ нашихъ, какъ вода, обильно напоила землю; крѣ- *) Память ихъ празднуется 20 сентября и 14 февраля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1