Элементарный курс русской истории

свѣтѣ лучины; богослужебный книги были написанына бѳрвстѣ, церковные сосуды были деревянные; облаченіе изъ простой кра- шенины. Самъ игуменъ одѣвался такъ бѣдно, что его часто при- , ішмали за нищаго. Св. Сергій подавалъ братіи примѣръ строгой жизни и трудолюбія; самъ пекъ хлѣбы, шилъ обувь, носилъ воду и рубилъ дрова; никогда не видали его безъ дѣла. Питался онъ только хлѣбомъ и водою, но крѣпкое его здоровье помогало ему переносить всѣ тяжелые труды и лишенія. Молва о святой жизни Сергія и его обители разносилась все шире и шире; число братіи стало увеличиваться; много богомоль- цевъ всякаго званія и состоянія приходило въ монастырь. Оби- тель стала богатѣть. О Сергіи стали говорить, что онъ обладаетъ даромъ предвидѣнія, что его молитва имѣетъ особую силу. Но самъ Сергій нисколько не измѣнился: попрежнему велъ онъ су- ровый образъ жизни, попрежнему просто и задушевно обходился со всѣми, кто къ нему приходилъ; съ одинаковой добротой обра- щался съ послѣдними нищими, которые кормились на счетъмо- настыря, и съ князьями и съ боярами, дѣлавшими въ обитель тысячные вклады. Сильно любилъ Сергія митрополитъ Алексій, часто навѣщалъ его, совѣтовался съ нимъ и ' очень хотѣлъ сдѣлать его своимъ гіреемникомъ — поставить его митрополитомъ русскими. Но св. Сергій, по смиренію своему отказался. Смиреніе было главными свойствомъ св. Сергія: ему страшны были блескъ и почетъ мір- скіе. Братія дивилась строгости жизни своего игумена,его необык- новенной выносливости, его способности въ глубокой старости трудиться неустанно: «ищите прежде всего царствія Божія,— го- ворили св. Сергій своей братіи,— а все остальное дастся вами». Св. Сергій скончался 78 лѣтъ, въ 1391 году. (Празд. 25 сент.) Основанный ими монастырь имѣлъ громадное значеніе для еѣвер- ной Руси. Ученики св. Сергія расходились въ разный стороны и вездѣ строили монастыри, въ которыхъ прилагали къ дѣлу запо- вѣди своего учителя. Всѣ эти монастыри сослужили великую службу русской землѣ. Въ годы тяжкой неволи и рабскаго униженія, въ то время, когда русскій на- родъ страдалъ отъ голода, нищеты и повальныхъ болѣзней, иноческіе труды и подвиги являлись .образцомъ праведной жизни: глядя на нихъ, люди проникались любовью къ Богу, ревностью къ вѣрѣ Христовой и усердіемъ къ добрымъ дѣ.тіамъ. Свѣтлѣе становилось въ душѣ у бѣднаго, подавленнаго горемъ человѣка, когда онъ слышалъ отъ какого-нибудь подвижника, что земная лсизнь со всѣми ея кратковременными горестями и страданіями ничто въ сравненіи съ царствомъ небеснымъ, гдѣ жизнь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1