Элементарный курс русской истории

около Москвы и освобожденіе отъ монгольскаго ига. Иванъ III начинаетъ смотрѣть на себя не какъ на князя московскаго, а какъ на государя всей земли русской. Онъ хотѣлъ быть поэтому полнымъ, настоящими самодержцемъ, и вотъ мало-цо-малузаво- дятся въ Москвѣ новые обычаи. Предшественники Ивана III, великіе князья московскіе, просто «садились» на великокняжеекій престолъ отдовъ и дѣдовъ. Иванъ III нашелъ нужными торжественно вѣнчать на преетолъ своего преемника священными церковными обрядомъ: этимионъ хотѣлъ показать, что свою власть московскіе государи имѣютъ отъ Бога, а не отн людей. Въ сношеніяхъ съ иностран- ными государями Иванъ III на- Ш сковскимъкняземъ Иваномъ», онъ имеііуетъ собя «Божіею жественность внеси Иванъ III — ■== ' ' • == ко напоминавшіе Софьѣ ви- Успенскій соборъ, зантійскіе порядки, йидѣть «великаго государя», какъ на- зывалъ себя Иванъ III, стало затруднительно. Князья и бояре ожида- ли его выхода иногдапо цѣлымъ часами; въ знакъ особой милости «царя» (какъ тоженазывали себя Иванъ III) заведенъ были обычай цѣлованія царской руки. Особенно не понравились Софьѣ прежнія иростыя отношенія бояръ къ князю: теперь бояре, бывшіе прежде «думцами»великагокнязя, т.-е. эго совѣтниками, съ которыми онъ совѣщался о всѣхъ важныхъ дѣлахъ, обращаются въ покорныхъ слуги государя: въ своихъ просьбахъ и разнаго рода письменныхи обращеніяхъ къ государю бояре иначе не называютъ себя, какъ уменьшительнымиименами — «Васька», «Ванька», — при чемъ обя- зательно прибавлялось «холопъ твой» (иногда «рабъ твой»). Разу- мѣется, боярами такая перемѣна въ обращеніи съ ними князя сильно не нравилась, но высказывать этого громко они не осмѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1