Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 97 — щую братію*). Но настойчивость, съ какою Максимъ отговари- валъ Іоанна ѣхать въ Кирилловъ монастырь, можетъ показаться странною. Дѣло нисколько объясняется, когда мы узнаемъ, что предсказание о смерти сына было передано государю его духовникомъ, Андреемъ Ивановымъ Мстиславскимъ, Алексѣемъ Адапіевымъ и Курбскимъ. Совѣтншш Сильвестра хорошо знали, какъ способенъ былъ Іоаннъ поддаваться всякому впечатлѣнію, и теперь, когда послѣ болѣзни онъ и безъ того чувствовалъ къ нимъ непріязнь, очень могли опасаться, чтобы вдали отъ Москвы, особенно въ монастыряхъ, еще болѣе не на- говорили на нихъ государю. Но чего сильнѣе всего боялись, то о случилось. Іоаннъ иастоялъ на своемъ. Онъ отправился въ городъ Дмитровъ, а оттуда въ Песношскій монастырь, гдѣ жилъ Вассіанъ Топорковъ, одинъ изъ старыхъ любимцевъ отца его. Подобно митрополиту Даніилу, Вассіанъ былъ мо- нахомъ Іосифо-Волоколамскаго монастыря; Василій III воз- велъ его въ коломенскіе епископы, но въ боярское правленіе онъ всенародно лишенъ былъ сана и съ тѣхъ поръ жилъ въ Песношской обители. Іоаннъ не безъ намѣренія посѣтилъ его. Курбскій такъ объ этомъ разсказываетъ : «Пришелъ царь къ старцу Вассіану въ келію, и, зная, что онъ былъ доброхотенъ отцу его, спросилъ: «Какъ бы мнѣ хорошо царствовать и великихъ и сильныхъ своихъ имѣть въ послушаньи?» Ему слѣдовалобы отвѣчать : «пусть царь будетъ главою и любитъ мудрыхъ своихъ совѣтниковъ, какъ члены» — и наставить царя иными словами отъ священнаго писанія, какъ прилично бывшему епископу ..... чтоже онъ сказалъ? Началъ онъ шептать ему въ ухо по своей старинной, обычной злости, какъ и отцу его когда то наушничалъ, и наконецъ молвилъ: «Если хо- чешь быть самодержавцемъ , то не держи у себя ни одного совѣтника мудрѣе себя, потому что самъ ты всѣхъ лучше. Такъ будешь ты твердъ на царствѣ и всѣхъ возьмешь въ свои руки. Если же станешь приближать къ себѣ слишкомъ ум- *) Соловьев*, Тоыъ YI, 185; Карамзішъ, Тозгь YIII, гл. V. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1