Рассказы из русской истории. Вып. 2

-- 114 — эта война была въ полиомъ разгарѣ, а съ другой стороны опять грозили Крымцы, онъ оставляетъ государство. Народъ прежде всего пришелъ въ страхъ, что «безъ пастыря волки расхитятъ стадо». Страхъ увеличился толками о невѣдомой измѣнѣ, отъ которой спасался государь. Горожане, слыша ласковое слово Іоанна, рѣгаили умолять его, чтобы онъ из- бавил^ ихъ отъ сильныхъ людей, а «за государскихъ лихо- дѣевъ и измѣнниковъ они не стоятъ и сами истребятъ ихъ». Неизвѣстно, что думали многіе изъ бояръ и изъ духовенства, но всѣ сказали митрополиту: «виновныхъ въ измѣнѣ вѣдаетъ Богъ, да государь... мы всѣ со своими головами идемъ за тобою бить государю челомъ и плакаться». Іоаннъ допустилъ къ себѣ бояръ, епископовъ и архиман- дритовъ, прибывшихъ въ Александровскую слободу. Въ отвѣтъ на ихъ челобитье, онъ, по обычаю, держалъ длинную рѣчь объ измѣнахъ боярскихъ и согласился снова принять государство на томъ условіи, чтобъ оиъ могъ, безъ всякой докуки со сто- роны духовенства, казнить ослушниковъ и брать ихъ имѣнье въ казну. Кромѣ того Іоаннъ рѣшилъ учредить въ своемъ государствѣ Опричнину 1 ). Онъ устроилъ себѣ особый дворъ и весь обиходъ: особыхъ дворянъ,- приказпыхъ, во дворцахъ особыхъ поваровъ, мастеровъ, псарей, и также особыхъ стрѣль- цевъ для своей защиты; онъ отдѣлилъ въ Опричнину, на свой государскій обиходъ, города. и волости по всей Россіи (Мо- жайскъ, Вязьму, Суздаль, и проч.), и доходы съ этихъ воло- стей онъ назначилъ на жалованье своимъ людямъ; въ этихъ же волостяхъ онъ роздалъ помѣстья тысячѣ князей и дворянъ, взятыхъ въ Опричнину, а помѣщиковъ, которые прежде тамъ владѣли землею, вывелъ и поселилъ на земляхъ, не принад- лежащихъ Опричнипѣ; въ самой Москвѣ онъ отдѣлилъ нѣко- торыя улицы и слободы, гдѣ велѣлъ жить своимъ князьямъ и приказнымъ, а прежнихъ жителей перемѣстилъ въ другія ули- ') Опрплпппа отъ слова: опричь, кромѣ. Олрплппкл назывались также кро- аіѣшннкамп, т, е. особыми, отдѣлышми людьми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1