Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 116 — Очень понятно, что, желая угодить ему, они объявили откры- тую вражду всѣмъ земскимъ: дѣлали на нихъ ложные доносы, безнаказанно ихъ грабили , — и въ судѣ никто не рѣшался быть свидѣтелемъ противъ опричника или обвинить его. Если опричникъ нуждался въ деньгахъ, онъ иногда подбрасывалъ въ лавку купца какую нибудь вещь: купца обвиняли въ кра- жѣ и взыскивали съ него огромную пеню. Еще легче было надѣлать зла земскому боярину, донося на него, что онъ укры- ваетъ бѣглыхъ, или занимается чародѣйствомъ, или входитъ въ тайныя сношенія съ непріятелями, или дурно отзывается о государѣ и объ учрежденной имъ Опричнинѣ. Если въ этихъ случаяхъ не грозила казнь, то приходилось оставлять свои вотчины, которыя отдавались опричникамъ, и часто безъ куска хлѣба идти въ отдаленное мѣсто ссылки *). Опричники должны были грызть измѣнниковъ и обметать Русскую землю: въ знакъ этаго, каждый изъ нихъ ; ѣздя на конѣ, привязывалъ къ сѣдлу собачью голову и метлу. Александровская слобода скоро стала мѣстомъ ежедневныхъ пытокъ. Іоаинъ пріѣзжалъ въ Москву для пріема пословъ; кромѣ того иногда странствовалъ онъ по Россіи, посѣщая монастыри, забавляясь травлею медвѣ- дей; но всего безопаснѣе считалъ себя въ любимой слободѣ. Стража охраняла ее, какъ крѣпость, и не пропускала никого, ктобы вздумалъ въѣхать или выѣхать безъ дозволенія Іоанна. Дворецъ государя былъ .окруженъ рвомъ и валомъ. Въ немъ не одни пиры развлекали Іоанна. Прилежно читая лѣтописи и священный книги, онъ воображалъ себя то могучимъ вла- стелиномъ Римской имперіи, то однимъ изъ древнихъ от- шельниковъ христіанскихъ. Онъ выбралъ 300 самыхъ дюби»- мыхъ опричниковъ и, обративъ себя въ игумена, назначилъ ихъ монахами: сверхъ своихъ золотныхъ кафтановъ, оторо- ченныхъ соболями, они носили черныя рясы и тафьи, или скуфейки. Іоаннъ сочинилъ для своей братіи и монастырски уставъ, который исполнялъ самъ со всею строгостью. Раннимъ ') Соловьевъ, Той УІ, 220— Карамзлш., Томъ IX. гл. II.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1