Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 122 — Онъ своею властію избрадъ простаго игумена митрополитомъ и смѣнилъ его, не спрашивая миѣнія у коистантинополъскаго патріарха, какъ это изстари было обычаемъ. Но Филишіъ не просто защищалъ бояръ и народъ: онъ явно не любилъ Оп- ричнины и за то, что въ ней нарушались старинныя права духовенства. Въ его столкновеніяхъ съ Іоанномъ, мы видимъ, что онъ особешю негодуетъ на государя за ношеніе опрични- ками монашеской одежды. Мстя па боярахъ всѣ свои преж- нія обиды, Іоаннъ казнилъ и гналъ отъ себя всѣхъ ихъ за- щитниковъ и доброжелателей. Когда уже духовенство стало безмолствовать, Іоапнъ рѣіпился нанести боярству самый же- стокій ударъ, казнивъ своего двоюроднаго брата, Владимира Андреевича, съ его семействомъ. По однимъ, его принудили выпить ядъ, по другимъ, обезгдавили. IT. Новгородскія и московская казни. Теперь въ Москвѣ и ея окрестпостяхъ всѣ трепетали пе- редъ опричниками, по этотъ страхъ не такъ былъ смленъ въ болѣе отдаленныхъ мѣстахъ, гдѣ не совершалось казней. Іо- анну, который велъ строгій счетъ всѣмъ своимъ супротивни- камъ, особенно памятенъ былъ Новгороду откуда вышли пер- вые его притѣснителн, Шуйскіе, и самъ Сильвестръ. Новгород- цы, конечно, еще не совсѣмъ забыли свою старую вражду съ Москвою, и всего лѣтъ за 35 тому назадъ дядя Іоанна, Андрей, въ борьбѣ съ Еленою, не даромъ разсчитывалъ на ихъ помощь. Духъ старинной вольницы также не совсѣмъ исчезъ въ нихъ : во время самаго казанскаго похода Іоаинъ принужденъ былъ оставить на ихъ волю : идти или не идти подъ Казань. Мы не знаемъ, что думали и говорили Новгородцы, когда начались казни, но, вѣроятно, они были не такъ выносливы, какъ Мо- сквичи: до Іоанна могло доходить то или другое супротивное слово. Нѣтъ сомнѣнія, что бояре имѣли между ними большое число приверженцевъ. Когда погибъ Владимиръ Андреевичу то, по словамъ новгородскаго лѣтописца, многіе люди о немъ плакали. Кромѣ того новгородское духовенство хвалилось сво- ею стариной передъ московскимъ и владѣло большими имѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1