Рассказы из русской истории. Вып. 2

людей, беречься отз uuxs и во всемъ ихъ покорять себѣ (къ себѣ присвоивать)». Опъ однако совѣтуетъ класть опалы не скоро, не въ ярости, а по разсужденію. «Упражпяйтесь, го- ворить опъ далѣе, во всякомъ дѣлѣ: въ свящеппитескомъ, мопашесконъ, ратпомъ, судейскомъ; знайте, какъ жить на Москвѣ и всякій, житейскій обиходъ, какіе порядки ведутся здѣсь и въ ипыхъ государствахъ и какія сиошенія здѣшняго государства съ иными, — также кто какъ яшветъ и кому какъ пригоже быть, — всему паучитесь, чтобы люди вамд не ука- зывалгі, а вы сами указывали людямг. А что, по множеству моихъ беззаконій, Богъ иа меня разгнѣвался и я изгнанъ бо- ярами, по причииѣ ихъ самовольства, и должеиъ скитаться изъ страны въ страну, пока Богъ пе пособитъ — о томъ воз- ложите печаль свою па Господа*. Далѣе Іоаннъ наставляетъ сыновей своихъ, Іоанна и Ѳедора, чтобъ они жили въ любви и согласіи, крѣпко стояли другъ за друга и не ссорились изъ- за имѣнія и богатства: «человѣкъ много богатства и земли пріобрѣтетъ, а все же "не избѣжитъ тршюкотнаго гроба». Ѳе- доръ долженъ во всемъ слушаться старшаго брата, какъ от- ца, держать его имя честно и грозно, быть въ его воли «до крови и до смерти», а старшій братъ, Іоаинъ, пускай любитъ и бережетъ Ѳедора. Подтвердивъ свои наставленія евангель- скими притчами и другими выписками изъ священнаго писанія, Іоаннъ съ точностью перечисляетъ всѣ города и волости Рос- сіи, которыя будутъ принадлежать царевичу Іоанну; тутъ включены и мѣста, вновь завоеванныя государемъ: Казань, Астрахань, Полоцкъ и миогіе ливонскіе города. Ѳедору также назначенъ особый удѣлъ, но онъ уже управляете имъ, какъ подданный московскаго государя, хотя и имѣетъ своихъ осо- быхъ бояръ. Это завѣщаніе,' гдѣ Іоаннъ такъ открыто высказываетъ свою душевную немощь, очень для пасъ любопытно.. Его го- рестное раскаяпіе, какъ будто, иапоминаетъ ту рѣчь, которую опъ когда-то говорилъ передъ пародомъ, послѣ московскаго пожара; по здѣсь сходство только въ томъ, что Іоаннъ и те-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1