Рассказы из русской истории. Вып. 2

ч — 144 - царю Вассіаномъ Топорвовымъ : «не имѣть при себѣ совѣт- ника мудрѣе себя.» Такія рѣчи, замѣчаетъ Курбскій, подобны горделивымъ словамъ сатаны: «Погублю землю и море и по- ставлю престолъ свой выше облакъ небесныхъ.» Гласъ, во истину дьявольскій ! восклицаетъ онъ, обращаясь къ Вассіану: развѣ забылъ ты , какъ Давидъ чуть не погубилъ весь Из- раиль, задумавъ, противъ совѣта близкихъ людей, пересчи- тать свой народъ? Сами ангелы управляются совѣтомъ и ра- зумомъ. Дѣдъ царя, Іоаннъ далеко расширить нредѣлы цар- ства, потому что былъ любосовѣтенъ. Но ты не вспомнилъ этаго: ты бросилъ такую безбожную искру въ сердце, царя, отъ которой разгорѣлся пожаръ по всей землѣ Святорусской. Не даромъ названъ ты Топоркове! не просто топоркомъ, а великою и широкою сѣвирою порубилъ ты благородныхт. и славныхъ мужей на Руси. Но въ разсказѣ объ опалѣ Сильвестра и Адашева лучше всего видна страстность Еурбскаго. Единственною причиною этой опалы онъ ставить то, что царь «отворилъ оба уха» ласкателямъ, своимъ презлымъ шурьямъ и ихъ привержен- цамъ. Противъ этихъ новыхъ совѣтпиковъ и обращены его сильныя рѣчи. «О злые губители своего отечества, всего Свя- торусскаго царства! восклицаетъ онъ: что выиграете вы ва- шею злобою? Скоро все узнаете по опыту надъ собою и надъ дѣтьми вашими и услышите отъ грядущихъ родовъ вѣчное проклятіе»! По случаю суда надъ Сильвестромъ и Адашевымъ онъ говоритъ: «Таковъ былъ соборный судъ нашего христіан- скаго царя! Таково знаменитое рѣшенье, произнесенное лу- кавою толпою ласкателей на вѣчный срамъ будущимъ поко- лѣніямъ и на уничиженіе Русскому народу ! У нихъ въ землѣ ужъ уродились эти лукавые, змѣиные выродки, что прогрызли чрево у матери своей, то есть, у земли Святорусской, которая воскормила ихъ»! Чтобы ярче выставить, какъ противуположна прежней стала жизнь царя, при новыхъ совѣтникахъ, Курб- скій описываетъ безпорядочвый разгулъ Іоанна на пирахъ съ ласкателями ; на его жестокости онъ смотритъ, какъ на про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1