Рассказы из русской истории. Вып. 2

- 148 — было, кто къ нему пишетъ. «Богъ нашъ Троица, иже прежде вѣка'сый, нынѣ есть Отецъ и Сынъ и святый Духъ, ниже начала имать, ниже конца, о немъ же живемъ и движемся есмы, имъ же царіе царствуютъ и сильніи пишутъ правду ». Такъ начинается посланіе. Иобѣдоносная хоругвь и честной крестъ, продолжаетъ Іоаннъ, даны были прежде всего царю Константину и его наслѣдникамъ, чтобы Божіи слова, какъ орлы, облетѣли всю вселенную; такъ искра благочестія до- стигла и русскаго царства. Самодержавство началось отъ ве- ликаго князя Владимира, крестившаго Русскую землю, и отъ великаго царя Владимира Мономаха, который принялъ отъ Грековъ высокодостойную честь (т. е. царское достоинство); чрезъ великаго государя Александра Невскаго и великаго го- сударя Дмитрія Донскаго дошло до дѣда нашего, Іоанна, мсти- теля неправдамъ, дошло и до насъ смиренныхъ скипетродержа- ніе русскаго царства. Мы, какъ родились въ царскомъ санѣ, такъ выросли и воцарились: свое взяли, а не чужое похитили. Этаго истиннаго христіанскаго самодержавства повелѣніе, а нашъ христіанскій смиренный отвѣтъ мы посылаемъ бывшему нашему боярину, а теперь преступнику и губителю христіан- ства, князю Андрею Михайловичу Курбскому, который по своему измѣниому обычаю хотѣлъ быть Ярославскимъ влады- кой !). Зачѣмъ, князь, думая быть благочестивымъ, ты погу- бите свою душу? 'Какъ отвѣтишь за нее въ день Страшнаго Суда? Если и весь ніръ пріобрѣтешь, всеже смерть подъ ко- нецъ тебя постигнетъ! Ты убоялся смерти, по ложному слову друзей своихъ; а они бѣсовскимъ обычаемъ хотѣли управлять нами, слѣдили за каждымъ напшмъ шагомъ и словомъ, ду- мая, что мы все это выпесемъ, какъ безплотные; они спле- тали на насъ поношенія и укоризны, и вы дарили за это на- шею землею и казною, ложно называя ихъ слугами. Повѣ- ривъ измѣнникамъ, ты ушелъ къ врагамъ и долженъ воевать за одно съ ними: то придется тебѣ и раззорять церкви, и >) О заыыслахъ Курбсшо быть вняземъ въ Яросдалѣ ничего не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1