Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 152 -т пей, вольны и губить ихъ. Посмотри, сколько зла дѣлается въ другихъ земляхъ: тамъ не по здѣшнему *). Миогообразиыхъ мукъ и гоненій мы ни на кого не умышляли, а что упоми- наешь объ измѣнахъ и чародѣйствѣ, — такъ такихъ собакъ вездѣ казнятъ». Послѣ того Іоаннъ пересчитывает!, всѣ обиды, какія онъ терпѣлъ отъ бояръ съ самаго малолѣтства, со смерти отца его, говоритъ: объ измѣнѣ Семена Бѣльскаго и о раз- зореніи Россіи отъ враговъ, о томъ, какъ бояре подняли про- тивъ Елены дядю его, Андрея Ивановича, о правленіи Васи- лія и Ивана Шуйскихъ. Упомянувъ о московскомъ пожарѣ и о возстаиіи народа, онъ разсказываетъ, какъ попъ Сильвестръ и «собака» Алексѣй хитро овладѣли его душою, на всѣ мѣ- ста поставили своихъ угодниковъ, и начали свое жестокое утѣсненіе. Потомъ онъ упрекаетъ бояръ въ томъ, что они не берегли его во время казанскаго похода, не хотѣли прися- гать его сыну во время его болѣзни, не ласково обходились съ царицей Анастасіей, и наконецъ, послѣ удаленія Сильвестра и Адашева, продолжали строить свои ковы. «Это ли, воскли- цаетъ онъ, доброхотные люди и полагающіе занасъ душу! Рус- скіе владѣтели до сихъ поръ вольны были своихъ подвласт- ныхъ жаловать и казнить, а не судились съ ними ни передъ вѣмъ. А ты называешь предстателями у Бога тлѣнныхъ лю- дей, подобно Еллинамъ, которые уподобляли Богу Аполлона, Зевеса, и проч. Можно ли такъ говорить о грѣшныхъ лю- дяхъ? Даже цари, хотя они носятъ порфиру, не могутъ быть предстателями, потому что мы имѣемъ для этаго ангеловъ и всѣ небесныя силы. Твои предстатели, пишешь ты, раззорили прегордыя царства:, это правильно сказано про царство Ка- занское, но завоевать Астрахань у васъ не было и въ мы- ! ) Іоаннъ говоритъ о страшнихъ жестокостяхъ, которыя въ то время евоер- шалнсь въ Германіи, въ Иснаніп и Англіи; довольпо сказать, что современниками Іоанна были: Филиппъ II, герцогъ Альба, Екатерина Медичи. Протестанты и ка- толики тогда безъ пощады губили другъ друга: всѣхъ взятыхъ въ плѣнъ вѣшалп, бросали на копья, цѣлымъ тыслчамъ рубили голову. Въ одну Варѳоломеевскую ночь, въ 1572 году, избито въ Парпжѣ цѣсколысо тысячъ протестантовъ. Казни Грознаго много объясняются этою всеобщею грубостью нравовъ въ XYI вѣкѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1