Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 154 — Богу». Не смѣшны ли снова твои? вѣдь не нами она пролита, а другими, тавъ на другихъ и вопіетъ. Да ты и не для меня проливалъ ее, а для отечества. Но вы еще хуже отягощали меня, заставляя въ поту лица трудиться: не крови, а много слезъ пролилось 1 изъ очей нашихъ отъ вашего утѣсненія; отъ того получилъ я и боль въ поясницѣ. Ты говоришь, что, бу- дучи на службѣ въ дальнихъ городахъ , ты мало видѣлъ своей матери и не зналъ жены. Это бывало тогда, какъ вы съ по- помъ и Алексѣемъ всѣмъ управляли: если это дурно, то за- чѣмъ же вы такъ дѣлали, а если дѣлали по своей волѣ, то зачѣмъ складывать вину на насъ? Не считай меня неразум- нымъ или малолѣтнимъ по разуму, подобно вашимъ начальни- камъ, попу Сильвестру и Алексѣю; не думайте вы снова устра- шать меня дѣтскими страшилами. Пишешь ты, что лица тво- его мы не увидимъ до дня Страшнаго суда.... да кто и захочетъ такое Еѳіопское лицо видѣть? «Убитые, по твоимъ словамъ, предстоятъ у престола Божія». Это также суему- дренно сказалъ ты, противно изреченію апостола: «Бога ни- кто же нигдѣ же видѣ.» Бы, измѣнники, надмѣнно величаете себя вашими рѣчами; а я ничѣмъ не хвалюсь^ въ гордости: дѣлаю свое царское дѣло и выше себя ничего не затѣваю. Изъ подвластныхъ мнѣ людей благимъ я воздаю за добро, злымъ за зло : казню по нуждѣ, а не по желанію. Наконецъ ты го- воришь, «что хочешь свое письмо положить въ гробъ съ со- бою;» этимъ отложилъ ты свое последнее христіанство. Го- сподь повелѣлъ не мстить за зло; ты же отказался отъ по- слѣднягопрощенія: поэтому не слѣдуетъ и молиться за упо- кой души твоей.» На это длинное посланіе Іоанна Курбскій отвѣчаетъ очень кратко. Онъ называетъ писаніе царя широковѣщательнымъ и многошумящимъ: «въ немъ съ многою яростію нахватано вьшисокъ изъ священнаго писанія не стихами и строками, какъ прилично людямъ ученымъ, а цѣлыми посланіями и кни- гами; рядомъ съ этимъ говорится о постеляхъ, о тѣлогрѣяхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1