Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 175 — уиалъ безъ чувствъ и скоро скончался. Митроподитъ едва успѣлъ исполнить надъ нимъ обрядъ постриженія. НАРОДНЫЯ ПРЁДАНІЯ ОБЪ ІОАННЪ ГРОЗНОМЪ. (Собраніе пѣсенъ Кирши Данилова, Рыбникова, Якушкина, въ Чте- ніи Общества Исторіи, 1859, кн. Ill, и проч.). Въ нашихъ старииныхъ былинахъ сохранилась память о народной жизни, какою она была въ удѣльновѣчевое время, когда Москва еще не властвовала 'надъ Русью. Въ нихъ, ря- домъ съ чародѣйствами , съ темными дѣлами языческой ста- рины, выступаетъ ласковое лицо князя Владимира, дѣйствуетъ вольная дружина удальцевъ-богатырей, которые изъ разныхъ мѣстъ Россіи и изъ чужихъ земель сходятся въ городъ Кі- евъ. Читая ихъ, вы припоминаете: то удаль Олега и Свято- слава и многихъ другихъ князей; то осмидневные пиры Вла- димира I и его слова: »съ дружиною добуду золото, а золотомъ не куплю дружины;» то крѣпость отрока, который вырываетъ кожу съ мясомъ изъ боку разъяреннаго быка и борется съ великаномъ Печенѣгомъ, или единоборство Мстислава съ Реде- дею; то богатство и торговлю Кіева, то общинную жизнь и братчины новгородскія. Зарокъ Ильи Муромца не вынимать тугаго лука изъ налушна можетъ напомнить вамъ завѣтъ Владимира Мономаха : не убивать ни праваго, ни виноватаго, пе проливать крови христіанской ; удаль Ильюшки и его гнѣвъ на князя Владимира принадлежатъ къ дѣламъ старой вѣчевой вольницы. Изъ дѣлъ Москвы былина приняла и отмѣтила только борьбу съ Литвою и Татарами и побѣду надъ ними; но и эта побѣда по прежнему приписывается Владимиру и его кіев- скимъ богатырямъ; былина знаетъ Кіевъ, а не Москву. Въ за- мѣнъ ея, въ московскомъ государствѣ, являются другія, гісто- рическія пѣсни, въ которыхъ выставляются не вся народная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1