Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 179 - рона отъ иныхъ земель. Не будь ты яръ , будь ты милостивъ до своихъ князей и думныхъ бояръ ; тутъ твоя дума крѣпкая. Не будь ты яръ, будь ты милостивъ до своихъ солдатушекъ служащихъ : тутъ твоя сила вѣрная. Не будь ты яръ, будь ты милостивъ до всего народу православна™. Еще слушай, царь, послушай-ка, что я тебѣ, царица, принакажу и повы- скажу : когда я преставлюся, не женись ты въ проклятой Ли- твѣ, на Марьѣ Темрюковнѣ, а женись ты въ каменной Мо- сквѣ, на Супавѣ татарской. У ней хотя есть много прида- наго: пановъ, улановъ и злыхъ, поганыхъ Татаръ: есть у ней и братецъ родимый, молодой Кострюкъ Темрюковичъ.» Царица преставилась и поютъ царицѣ славу; а прошло три мѣсяца, и грозный царь, Иванъ Васильевичу покатился въ матушку проклятую Литву, чтобъ жениться на Марьѣ Тем- рюковнѣ.» По исторіи мы знаемъ, что послѣ смерти Анастасіи Іо- аннъ женился на дочери черкесскаго князя, Темрюка. Самъ Темрюкъ оставался въ своихъ владѣніяхъ; но сынъ его, Ми- хаиле Темрюковичъ, жилъ въ Москвѣ и извѣстенъ былъ своею свирѣпостью. Іоаннъ то награждалъ его, дѣлая исполнителемъ своихъ казней, то тѣшился надъ нимъ, привязывая медвѣдей къ его воротамъ, и нерѣдко лишалъ его всего имѣнія; подъ конецъ онъ былъ посаженъ на колъ. Въ пѣсняхъ, его назы- ваютъ то Кострюкомъ, то Мастрюкомъ, а сестру его (въ кре- щеніи Марію) выводятъ то изъ Литвы, то изъ Золотой Орды, то изъ Крыма. Въ пѣсии, нами приведенной, Марія взята изъ Литвы, а братъ ея названъ Татариномъ ; Супавы же ни- какой не было между невѣстами Іоанна. Шсня заставляетъ Анастасію (названную Софіей, вѣроятно, по воспоминанію жены Іоанна III, Софіи) предчувствовать будущую жестокость Гроз- наго; она совѣтуетъ ему жениться въ Москвѣ, на татарской царевнѣ. Москва поставлена въ противуположность Литвѣ, и со всею татарской невѣстой является какимъ то иноземнымъ царствомъ, какъ будто она до того отатарилась, что въ ней 12*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1