Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 186 - шомъ -мѣстѣ, въ переднемъ уму. По другому разсказу, когда всѣ одѣлись въ печальное платье, Никита Романовичъ наря- дился въ цвѣтныя одежды и три раза привѣтствовалъ Іоанна, поздравляя его съ живымъ сыномъ. На третій разъ Грозный промолвилъ: «если нѣтъ Ѳедора въ яшвыхъ, будетъ смертная казнь для Велика дня». Но Никита привелъ царевича въ са- мый свѣтлый праздникъ къ заутренѣ и Ѳедоръ говорилъ: «Страшно мнѣ въ другой разъ родиться, страшно къ своему батюшкѣ явиться» Грозный крѣпко цаловалъ сына любимаго и жаловалъ Никиту. Окончаніе сходно во всѣхъ пѣсняхъ. Царь спрашивалъ: «Ай же ты, Никитушка Романовичъ! чѣмъ мнѣ тебя жаловать: краснымъ-ли золотомъ и серебромъ? го- родами -ли съ пригородами, или селами съ приселками?» Но бояринъ просилъ только грамоту Тарханную на свое село Преображенское, и Иванъ Васильевичъ далъ ему эту грамоту. По ней рѣшено: «церковь ли кто покрадетъ, мужика-ли убьетъ, или у живаго мужа жену уведетъ, пусть только уйдетъ въ село боярское къ Никитѣ Романовичу, того добраго молодца Богъ проститъ: быть ему въ невыдачѣ». Во всѣхъ этихъ пѣ- сняхъ перемѣгааны многія обстоятельства. Мы знаемъ о гнѣвѣ Іоанна на старшаго царевича: былъ ли въ опалѣ и младшій, Ѳедоръ, неизвѣстно. Вмѣсто царевича Іоанна, по пѣснямъ, казнь грозитъ Ѳедору. Здѣсь Ѳедоръ представленъ, можетъ, потому,- что его добрый и смирный характеръ пришелся бо- лѣе по душѣ народу. Онъ царствовалъ по смерти Грознаго, и народъ могъ живѣе о немъ помнить,- тогда какъ о стар- шемъ царевичѣ сохранилась только смутная память, какъ объ участникѣ въ казняхъ Грознаго. Оба эти лица изображены согласно съ исторіей, хотя и невѣроятно, чтобы Ѳедоръ из- вѣщалъ напередъ опальныхъ Новгородцевъ о грозѣ, ихъ ожидавшей. Тутъ Ѳедору приписано то, что могли сдѣлать нѣкоторые бояре изъ старыхъ приверягенцевъ Сильвестра. Ѳедоръ выведешь вѣрнѣе въ той пѣснѣ, гдѣ не царевичь Іоаннъ его обвиняетъ, а онъ самъ, заговоривъ объ измѣнѣ, не рѣшается назвать измѣнниковъ. Царь сохраняетъ свой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1