Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 211 — Эти постановленія, какъ видно, мало имѣли силы: самъ Ген- надій, архіепископъ Новгорода и Пскова, едва вернулся съ собора, сталъ брать мзду со священниковъ еще болѣе преж- няго, за что и лишенъ сана. Въ пачалѣ царствованія Іоанна Грознаго снова пришлось созвать соборъ , чтобы принять мѣры противъ безпорядковъ въ церкви. ■ ■ - СТОГЛАВЪ. ПОШНІЕ ІОАННА ГРОЗНАГО ВЪ КИРИЛ.І0- БЪЛОЗЕРШЙ МОНАСТЫРЬ. ДОМОСТРОЙ. Мы разсмотримъ здѣсь три сочиненія, которыя живо ри- суютъ намъ состояніе нашего общества въ ХѴІ-мъ вѣкѣ. На извѣстномъ соборѣ въ 1551 году, когда Іоаннъ Грозный вто- рой разъ каялся въ грѣхахъ своей юности и давалъ клятву загладить ихъ, заботясь о искорепеніи зла, раскрыть былъ цѣлый рядъ злоупотребленій и безпорядковъ въ церкви: одни изъ нихъ относились къ нарушепію церковнаго приличія и устава, другіе доказывали большой упадокъ нравственности. По церквамъ звонили и пѣли не по уставу; иконы писа- лись неприлично; священныя книги переписывали небрежно, съ плохихъ переводовъ, и не исправляли; въ церквахъ стояли въ тафьяхъ и въ шапкахъ, съ палками, разговаривали и бра- нились; попы и .дьяконы служили безъ ризъ , двоеженцевъ и троеженцевъ впускали въ олтарь; христіане на Великъ день вносили въ олтарь пасху, сыры, яйца, рыбу печеиую, а въ иные дни калачи, пироги, блины, короваи и всякія овощи. Собору представлены и другія, болѣе крупныя злоупотребле- пія: попы и дьяконы поютъ безчинпо; въ церквахъ и мона- стыряхъ, церковные причетники всегда пьяны; вдовые попы вводятъ въ соблазпъ своею жизиію, остаются при церквахъ и исправляютъ всѣ. требы : только обѣденъ не служатъ ; ста- рецъ поставить въ -лѣсу келью, да пойдетъ съ иконою про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1