Рассказы из русской истории. Вып. 2

— bu — частію отъ того, что въ нихъ постригались сильные и бога- тые люди. Кирилле - Бѣдозерскій монастырь такъ жаловался царю на одного старца, Александра: «Живетъ, государь, тотъ Александръ не по монастырскому чину: въ церковь не хо- дить а строитъ пустыню и опустошаетъ монастырь; всякіе запасы изъ погребовъ, изъ казны, изъ селъ беретъ къ себѣ въ пустыню. Держитъ онъ своихъ слугъ и лошадей ,' ѣздитъ съ саблями и ружницами, торгуетъ на себя солью. Пріѣдетъ онъ въ монастырь, начнетъ бранить дурными словами игу- мена и братью: однихъ выгоняетъ и разсылаетъ въ дальнія земли; другихъ колетъ остномъ и бьетъ плетьми безъ совѣта игумена и старцевъ, на цѣпь и въ желѣза сажаетъ. Пьетъ онъ съ своими людьми, да грозитъ братіи, хочетъ оговари- вать всѣхъ передъ тобою. Семь лѣтъ былъ онъ строителемъ наМосквѣ, а никакого отчета въ монастырской казнѣ не далъ.» При всеобщемъ господствѣ грубой силы, подобные случаи въ тогдашнее время, конечно, были не рѣдки. Но и сами старцы легко измѣняли строгій монастырски уставъ, въ угоду знат- нымъ людямъ. Такъ опальный бояринъ Шереметьевъ, сослан- ный въ Кирилло-Бѣлозерскш монастырь, судя по словамъ Іо- анна Грознаго, завелъ въ немъ пиры и угощенья. Задобрен- ные имъ старцы докучали царю своимъ объ немъ ходатай- ствомъ; Іоаннъ Грозный отвѣчалъ на ихъ просьбы любопыт- нымъ посланіемъ, которое сохранилось до нашего времени *). «Подобаетъ вамъ, пишетъ Грозный, крѣпко держаться пре- данія чудотворца Кирилла, а не быть бѣгунами, не бросать оружія Божія ради сластолюбія, не быть предателями, какъ Іуда. У васъ свой Анна и Каіафа, Шереметьевъ и Хаба- рова... Отцы святые! допустите въ маломъ ослабу, произой- дем большое зло. Если намъ благоволитъ Богъ у васъ по- стричься, то монастыря у васъ ужъ не найдемъ, а будетъ царскій дворъ. Тогда зачѣмъ и идти въ монахи, зачѣмъ го- ворить: отрицаюсь отъ міра и отъ всего, что въ мірѣ. Кто ') Въ исторической христоматіп Буедаева, стр. 849. Q

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1