Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 216 — Прежде Кирилловъ монастырь многія страны пропитывалъ въ голодные годы, а теперь, и въ хлѣбное время, васъ самнхъ кормитъ Шереметьевъ: безъ него вы всѣ умерли бы съ го- лоду! Хорошо ли, чтобъ въ Еирилловѣ было, какъ у Троицы, гдѣ митрополитъ Іоасафъ пировалъ съ клирошанами, и въ иныхъ . мѣстахъ , гдѣ жили вельможи. То не путь спасенія, когда въ чернецахъ бояринъ не сострижетъ своего боярства, а холопъ не избудетъ холопства. При нашемъ отцѣ, келарь былъ Нифонтъ, холопъ Ряполовскаго , да ѣдалъ съ одного блюда съ Бѣльскимъ, а теперь бояре по всѣмъ монастырямъ испразднили это братство.... Когда рыболовъ Петръ и посе- лянинъ Іоаннъ Богословъ и всѣ двѣнадцать убогихъ станутъ судить сильныхъ царей, обладавшихъ вселенною, то- какъ вамъ своего Кирилла съ Шереметьевымъ поставить? Шере- метьевъ постригся изъ боярства, а Кириллъ и въ приказѣ у государя не былъ! Сергій, Кириллъ и другіе святые не го- нялись за боярствомъ, да бояре за ними гонялись, и обители ихъ распространились. У Троицы въ Сергіевѣ монастырѣ благочестіе изсякло и монастырь оскудѣлъ: не пострижется никто и не дастъ ничего. А скажетъ кто, что Шереметьевъ безъ хитрости боленъ и ему нужно дать послабленіе, то пусть онъ ѣстъ въ кельѣ, одинъ съ келейникомъ. А сходиться къ нему на что, да пировать? овощи въ кельѣ на что? до сихъ поръ въ Кирилловѣ иголки лишней не держали. А дворъ за монастыремъ и запасы на что? все это беззаконіе, а не нужда; а если нужда, то онъ ѣшь въ кельѣ, какъ нищій, кромѣ хлѣба звено рыбы да чаша квасу; а что сверхъ того, если вы послабляете, то вы и давайте, сколько хотите, только ѣлъ бы одинъ, а сходовъ и пировъ не было бы. Кому придти къ нему для бесѣды духовной , то приди не въ трапезное время, ѣды и питья чтобъ въ это время не было; что къ нему пришлютъ, то раздѣлялъ бы на всю братію, а не двумъ тремъ, по дружбѣ и пристрастію, и вы его въ кельѣ мона- стырскимъ всѣмъ покойте. А люди его за монастыремъ не жили бы: пріѣдутъ отъ братьевъ съ грамотами, съ запа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1