Рассказы из русской истории. Вып. 2

' - 227 — ни кашлять; вѣ?кливенько стоять и на сторону не сиотрѣть, да что наказано, то исправить : объ другомъ ни о чемъ не бе- сѣдовать и скорѣе уйти домой; вещей не ворошить, не под- сматривать, что заверчено или покрыто, а только, когда даютъ, то узнать, вполнѣ ли посылаютъ, чтобы тамъ, куда снесешь, повѣрки не было ; никакой вещи не выносить безъ благосло- венія. Проповѣдуя благочестіе, Домострой еовѣтуетъ и лечиться, въ случаѣ болѣзни, одною молитвою, постомъ, да милостынею, совѣтуетъ для исцѣленія пѣть молебны, святить воду съ че- стныхъ крестовъ, съ мощей, съ чудотворныхъ образовъ и освящать себя масломъ, да давать обѣты ѣхать куданибудь на богомолье. Конечно , всѣ эти обряды наружнаго благо- честія строго исполнялись ; но тутъ же мы узнаемъ, какъ плоха была нравственность въ тогдашнее время. Домострой пере- считываетъ слѣдующіе пороки современнаго общества: объ- ядепіе, пьянство и всякія богомерзкія дѣла ; волхвованіе и чер- нокнижіе, отравы кореніемъ и зеліемъ, обманы мнимыхъ ку- десниковъ; всякаго рода неправда, насиліе и обида. Кто былъ сильнѣе, тотъ грабилъ чужое добро : попашетъ чужую ниву, посѣчетъ лѣсъ, перекоситъ лугъ, присвоитъ себѣ рыбную ло- влю и всякое угодье, заберетъ животину и другое добро, сво- боднаго человѣка силою "охолопитъ , или со своими людьми пускается на явный разбой; ябедники занимались поклепами, подкидывали вещи, чтобы обвинить незаконно, давали ложное свидетельство, корчемнымъ прикупомъ,- ростомъ и всякимъ лу- кавымъ ухищрешемъ вытягивали, что только возможно; на су- дахъ морили людей волокитою, владѣльцы угнетали крестьянъ, волостели (правители волостей) незаконно накладывали тяжкія дани и оброки. Вотъ тѣ лихія дѣла, о которыхъ упомянуто въ главѣ Домостроя: о неправедномъ житіи. ----------- ■ іб* •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1