Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 230 — цѣнныя ткани, была тутъ главною приманкой. Въ то время казалось выгодпѣе жить добычею, пріобрѣтенною не упор- нымъ трудомъ, а силою оружія, и Святославу особенно нра- вилась Болгарія , потому что сюда стекались всякія богатства. Грабежъ и дань съ покоренныхъ народовъ, собираемая звѣ- риными шкурами, составляли главные источники доходовъ. Такъ во время постоянныхъ походовъ за добычею развился удалой, воинственный духъ дружины, имѣвшей свои правила чести: «Умремъ, мертвымъ срама нѣтъ», говорила она со Святославомъ. Эта дружина, уже смѣялась надъ плотниками Новгородцами, которые рубили хоромы и тоже задумали сра- жаться. , Изъ Бизантіи, вмѣстѣ Ш христіанствомъ, пришла къ намъ грамотность, оттуда перешелъ и духъ отшельничества: благо- честивые иноки, въ религіозпой ревности, стали изнурять и истощать свою плоть, презирать мірскія блага и удовольствія, осуждать народння игры и пѣсни, какъ языческую скверну, про- повѣдывать смиреніе и покорность, съ которыми люди должны переносить всѣ бѣдствія: голодъ, моръ, нашествіе вражеское,— какъ заслуженное наказаніе за свои грѣхи. Въ грубый вѣкъ, когда тотъ и оставался правъ, кто былъ сильнѣе, порою раз- давались голоса и о братской любви, о милосердіи къ рабамъ, о томъ, что не должно убивать ни праваго, ни виноватаго, чтобъ не пролить крови христіанской. Но Византія не дала намъ естественннхъ знаній, полезныхъ для обыденной жизни,— знаній, съ которыми человѣкъ могъ бы отклонять грозящія ему бѣдствія, или уменьшать вредъ ихъ. Не смотря на пло- дородие почвы, положеніе народа и въ южной Россіи было очень незавидное. Одна за другою приходили на Кіевъ съ Востока дикія орды Печенѣговъ, Половпевъ, которые не си- яли хлѣба, а, кочуя со стадами, жгли. и грабили все, что ни встрѣчали на пути. Народъ постоянно былъ въ страхѣ за свой трудъ: его отрывали отъ пашни то для преслѣдованія враговъ, ушедшихъ съ добычею, то для похода противъ ка- кого нибудь князя, который, будучи уже нѣсколькб разъ из-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1