Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 246 — пшхъ; всѣ до одного, женщины и мужчины, загребали старую яму, -наполненную мертвецами и копали новую. Естественно, что при тогдашнемъ невѣжествѣ и бѣдности мы находимъ и большую грубость нравовъ. Разбои и грабежи были самымъ обыкновеннымъ дѣломъ: люди гибли на тор- гахъ на дорогахъ, въ шинкахъ и у себя дома. Разбойничали не одни бѣдные люди, бѣжавшіе въ лѣса отъ голоду и наси- лій; грабежемъ занимались и боярскіе дѣти, и огромная бо- ярская дворня, и помѣщики со своими крестьянами; извѣстно также, какъ при Іоаннѣ Грозномъ раззоряли государство опричники. По нѣкоторьшъ дорогамъ совершенно не было проѣзду. Однажды новгородскіе боярскіе ключники съ цѣлою ратыо ударили на псковскую волость, Гостятино. Случалось, что сборщикь архіерейской дани, соединившись съ разбойни- ками, грабилъ монастырь, въ которомъ предполагалъ найти богатство. Стоглавъ указываетъ на такіе безпорядки: «Ско- морохи собираются ватагами по 60, по 70 и по 100 чело- вѣкъ, по деревнямъ отнимаютъ силою хлѣбъ, ѣдятъ и пьютъ, грабятъ изъ клѣтей добро, а по дорогамъ разбиваютъ людей; боярскіе дѣти, боярскіе люди и всякіе бражники играютъ зер- нью, пропиваются, ни службы не служатъ, ни занижаются промысломъ, а крадутъ, разбиваютъ и гу'бятъ души». Церковь возставала противъ скомороховъ, запрещала принимать ихъ въ деревни, возить ихъ съ собою за свадебнымъ поѣздомъ; но, какъ видно, они пользовались расположеніемъ бояръ, и для Іоанна Грознаго собирали въ Новгородѣ и по всѣмъ воло- стямъ веселыхъ людей и медвѣдей. По разсказу лѣтописца, Суббота Осетръ, собиравшій въ Новгороде скомороховъ и мед- вѣдей, билъ до крови дьяка Бартенева и дралъ его медвѣ- демъ; и въ избѣ дьякъ былъ съ медвѣдемъ, а подъячіе изъ избы пометались вонъ изъ оконъ ; на дьякѣ медвѣдь изорвалъ платье, и его въ одномъ кафтанѣ понесли на подворье. Въ то время жизнь человѣка мало значила: убійства совершались въ дракѣ, въ пылу гнѣва или для потѣхи. Родственники и •господа убитаго, не ходя на судъ^, легко мирились съ убій-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1