Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 251 «. увезти съ собою на новое мѣсто. Соляной, рыбный промы- селъ и другія" угодья также нерѣдко привлекали крестьянина на чужую землю; случалось, что, разбогатѣвши, онъ давалъ въ долгъ господину, и когда тотъ не платилъ, заводилъ съ нимъ тяжбу. Наоборотъ, хотя бы крестьянинъ не исполнилъ условій, не выплатилъ за наемъ, не возвратилъ ссуды, госпо- динъ не имѣлъ права ничего отнимать у него силою, а дол- женъ былъ судиться съ нимъ законнымъ порядкомъ. Крестья- ниномъ управлялъ не господинъ, а община, къ которой онъ былъ причисленъ, и'судилъ его начальникъ общины, старо- ста; господинъ, въ случаѣ неправды, жаловался на него об- щинѣ. Въ ХГѴ и XY вѣкѣ, крестьяне, какъ низшій классъ об- щества, носятъ 'названіе черныхъ людей: они платятъ подати, тогда какъ бояре и другіе .служилые люди отправляютъ лич- ную службу. Черные люди, какъ сельскіе, такъ и городскіе, разделялись на тяглыхъ и нетяглыхъ. Тяглые люди были при- писаны къ общипѣ, обработывали землю и платили дань съ земли; нетяглые своего добра не имѣли, а потому съ нихъ и ничего не взимали: таковы были дѣти при отцахъ, пріе- мыши, приходящіе работники, и проч. Безъ земли въ то время могли быть только духовное лице, боярскій слуга и батракъ; всѣ прочія лица по землѣ и водѣ тянули къ какому нибудь городу или волости; крестьянинъ могъ свободно оставлять село,* занимать какой нибудь дворъ въ городѣ и дѣлаться го- родскимъ жителемъ. Земли были городскія, общинныя (чер- ныя), владѣльческія. Ерестьянъ своеземцевъ, т. е. имѣвшихъ свою собственную землю, было очень мало: если они не хо- тели садиться на владельческой землѣ, то обыкновенно сели- лись на общинной: они получали отъ общины (отъ собранія крестьянъ, владѣвшихъ нераздельно какою нибудь землею) определенный участокъ и распоряжались имъ, какъ хотѣли: община требовала только, чтобы они, вмѣстѣ съ другими ея членами, исполняли казенныя повинности. Они'могли даже про- дать свой участокъ, если покупщикъ соглашался исполнять эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1