Рассказы из русской истории. Вып. 2

= 255 — ЕРЕСИ. (Сѣвернорусскія народоправства Костомарова, Исторія Соловьева, Томъ V и ѴІІ-й). Хулители церковныхъ уставовъ у насъ являлись еще при Владимире I и при Владимирѣ Мономахѣ, а распространенію ученій, противныхъ церкви, содѣйствовали такъ называемыя отреченныя (апокрифическія) книги, которыя въ Болгаріи пе- реводили наравнѣ еъ Енигами священиаго писанія. Въ боль- шомъ ходу у насъ были сочиненія Болгарскаго попа Іереміи: о древѣ крестномъ, о братствѣ, о Соломонѣ и Китоврасѣ, также разныя книги ветхаго и новаго завѣта, непризнанная церковью: Адамъ, Енохъ, Соломоновы пѣсни, евангеліе Ѳомы, Варнавы и проч. ; хожденіе Богородицы по мукамъ , прѣніе Дьявола со Христомъ, и т. д. Въ числѣ этихъ сочиненій нѣ- которыя принадлежали послѣдователямъ разныхъ ересей. Одни люди искали таинственнаго , далеко заносились своимъ вооб- раженіемъ, думая разгадать сокровенныя тайны жизни; другіе напротивъ пребывали на землѣ, и о церковныхъ дѣлахъ су- дили по своему мірскому опыту и разумѣнію: читая книги, они болѣе всего останавливались въ нихъ на такихъ мѣстахъ и сами пріискивали такія мѣста, которыми можно было оправ- дать ихъ недовольство существующимъ порядкомъ и подкрѣ- пить ихъ мысль ввести свой новый, по ихъ мнѣнію, лучшій порядокъ. Такъ неспокойный духъ, искавшій новизны , при- вычка мудрствовать и свободомысліе приводили ихъ постепенно къ тому, что они отступали отъ уставовъ церкви. Въ Псковѣ и Новгороде, гдѣ народъ отличался книжностью и привыкъ свободно обсуждать всѣ дѣла, и явились самыя значительныя ереси. Псковская земля въ церковныхъ дѣлахъ была подчинена новгородскому владыкѣ; но Псковичи постоянно добивались полной независимости отъ Новгорода. Новгородскій владыка^ бывшій вмѣстѣ и псковскимъ владыкою, по отдаленности сво-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1