Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 258 — поминать, ни службы творить, ни пировъ, ни приноса при- носить въ церковь, ни милостыни давать за душу умершаго. Весь уставъ церкви, всѣ обряды были ими отвергнуты; но они придумали свою особую исповѣдь: каяться, припадая къ землѣ. Впрочемъ поста они строго держались и въ два пост- ныхъ дня недѣли совершенно ничего не ѣли. Обличавшіе ихъ патріархи и митрополиты сравнивали ихъ за это съ фарисе- ями. Какъ и всѣ еретики, они отличались скромнымъ видомъ, суровымъ воздержаніемъ, молитвою,- книжностью, безпрестанно приводили тексты священнаго писанія, толковали о нравствен- ности, религіи. Но, конечно, со стригольниками смѣшивали и последователей другихъ толковъ и ересей. Митрополитъ Фо- тій отличаетъ такихъ лицъ, іюторыя только соблазнялись тѣмъ, что за поставленіе духовныхъ лицъ брали пошлину.- Къ нимъ онъ обращается: «Вы знаете, что не ангеловъ Богъ съ неба свелъ на управленіе роду человѣческому, а поставилъ вѣр- ныхъ людей святителями и іереями и далъ имъ черезъ апо- столовъ.свою власть.* Другимъ, которые уже хотѣли устро- ить свое особое богослуженіе, онъ говоритъ: «Правила свя- тыхъ отцевъ не только мірскому человѣку, но и священни- камъ возбраняютъ творить особую службу.» Далѣе Фотій раз- личаем два толка: однихъ, которые отвергали священство и иночество, —другихъ, которые подобно Саддукеямъ, уже от- рицали воскресеніе мертвыхъ. Передъ самымъ паденіемъ Новгорода въ 1471 году при- званъ былъ Новгородцами князь Михаилъ Олельковичъ; съ нимъ изъ Кіева пріѣхалъ ученый іудей Схарія и со своими сообщниками сталъ распространять новую ересь. Когда ужъ и безъ того на сѣверѣ Россіи господствовало много разныхъ толковъ, изъ которыхъ одни, можетъ быть, зашли съ нача- ломъ грамотности, какъ, напримѣръ, ученіе о томъ, что міръ и тѣло человѣка созданы дьяволомъ,— другіе создались вновь, по вольномыслію грамотѣевъ, то Схаріи не трудно было увлечь многихъ въ свой толкъ, извѣстный подъ именемъ ереси Жи- довствующихъ. Въ этой ереси вмѣстѣ съ ученіемъ саддукей-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1