Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 267 - Башкину отмѣтить въ апостолѣ воскомъ все, о чемъ онъ хо- четъ толковать. Башкинъ измѣтилъ воскомъ весь апостолъ, и ѵ Семенъ привелъ его съ книгою въ церковь: тутъ государь и прочіе люди слушали мудрованіе Башкина. Какъ видно, дѣло тѣмъ и кончилось. Башкина не преслѣдовалет, пока Вис- коватый не донесъ, что онъ держится ереси, а съ нимъ въ совѣтѣ Семенъ и Артемій. Семенъ, замѣшанный въ дѣло, объяснялъ такъ: «Матвѣй Башкинъ былъ у меня въ великій ностъ на исповѣди и говорилъ: я христіанинъ, вѣрую въ Отца и Сына и Святаго духа и поклойяюсь всѣмъ святымъ, на иконѣ написаннымъ.... великое ваше дѣло! сказано: нѣтъ больше любви , какъ положить душу за други — то и вы за насъ по- лагайте души. Потомъ еще пріѣзжалъ онъ ко мнѣ и толко- валъ: Бога ради, пользуй меня душевно; надо читать, что написано въ евангельскихъ бесѣдахъ, да не полагаться на слово, а дѣлать дѣло; все начало отъ васъ: вы должны по- казать примѣръ и научить насъ. Въ другой разъ онъ послалъ за мною, и когда я къ нему пріѣхалъ, онъ началъ говорить: въ апостолѣ написано: возлюбиши искренняго своего, яко самъ себе; а мы христовыхъ рабовъ у себя держимъ. Хри- стосъ всѣхъ называетъ братіею, а у насъ на иныхъ кабалы, на иныхъ бѣглыя, на иныхъ нарядныя, на иныхъ полныя грамоты; я благодарю Бога: у меня, что было кабалъ пол- ныхъ, всѣ изодралъ, и держу людей своихъ добровольно ; хо- рошо ему — и онъ живетъ, не хорошо — иди, куда хочешь. Вамъ отцамъ пригоже посѣщать насъ часто, научать, какъ намъ самимъ жить и людей держать, не томить; я видѣлъ это въ правилахъ и мнѣ показалось это хорошо.» Изъ этаго видно было только, что Башкинъ много думалъ надъ писаніемъ, искалъ въ немъ чистой христіанской правды, доходилъ до такихъ высокихъ мыслей, какія немногимъ были доступны въ его время. Чтобы онъ держался при этомъ ка- кого нибудь особаго еретическаго ученія, вовсе нельзя было заключить изъ донесенія Семена. Но на соборѣ открыли изъ собственныхъ признаній Башкина и изъ допросовъ другихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1