Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 268 — лицъ,- что онъ принадлежал* къ ереси, которая, вѣроятно, образовалась изъ прежнихъ толковъ, уже подновленныхъ лю- теранскимъ ученіемъ, зашедшимъ къ намъ изъ Литвы и Ли- воніи. Послѣдователи Башкина считали тѣло и кровь Христову простымъ хлѣбомъ и виномъ, образа называли идолами; о по- каяніи говорили: какъ перестанетъ грѣшить, такъ и нѣтъ грѣха, хоть бы не каялся у священника. Они также житія святыхъ называли баснословіемъ, про вселенскіе соборы толковали: все это они для себя писали, чтобъ имъ всѣмъ владѣть, и цйр- скимъ и святительскимъ. Матвѣй Башкинъ каялся еще въ томъ, что молился одному Богу Отцу, а Сына и Св. Духа отставилъ. Какая участь постигла этаго нововводителя, мы не знаемъ: изъ его приверженцевъ бѣлозерскій монахъ Ѳеодосій Косой и нѣкто Игнатій были впослѣдствіи заключены въ мо- настырь въ Москвѣ, но успѣли бѣжать въ Литву, женились тамъ и на свободѣ проповѣдывали , что Христосъ былъ про- стой человѣкъ, что церковные обряды вовсе не нужны для снасенія. Извѣстно, что Ѳеодосій Косой нападалъ также на Іосифа Волоцкаго за его книгу противъ еретиковъ и гово- рилъ противъ того, что монастыри владѣютъ селами, приводя мнѣнія ученыхъ мужей, Вассіана и Максима Грека. Ученіе Ѳеодосія въ свое время сильно распространилось. Зиновій Отенскій, одинъ изъ учениковъ Максима Грека, въ своей книгѣ противъ Ѳеодосія разсказываетъ, какъ однажды пришли къ нему два монаха и мірянинъ иконописецъ и стали про- сить: «Ради Бога, не оттолкни насъ, скажи, какъ спастись? Книги писаны закрыто, а есть теперь ученіе, и его многіе хвалятъ, потому что оно открыто. Бога ради, скажи намъ истину: нынѣшнее ученіе какъ по твоему? отъ Бога ли оно? вѣдь хорошо нынѣшнее ученіе тѣмъ, что не велитъ следо- вать человѣческимъ преданіямъ, а велитъ слѣдовать однимъ столповьшъ книгамъ (евангеліе, апостолъ и проч.): многими оно хвалится, многіе его принимаютъ и любятъ.» Зиновій подробно опровергаетъ ученіе Ѳеодосія Косаго, говоря, что косое не можетъ быть прямо, и между прочимъ замѣчаетъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1