Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 269 — что еретики своимъ лукавымъ умышленіемъ ввели въ свою проповѣдь простую народную рѣчь и тѣмъ стали всѣмъ по- нятны, тогда какъ слѣдовало бы книжными рѣчами исправ- лять общенародныя рѣчи. Изъ другихъ лицъ, замѣшанныхъ въ дѣло Башкина, Артемія, бывшаго троицкаго игумена, об- виняли въ томъ, что онъ ѣлъ весь великій постъ рыбу, что изъ псковскаго Печерскаго монастыря ѣздилъ въ нѣмецкій .городъ Нейгаузъ и тамъ хвалилъ нѣмецкую вѣру, что про новгородскихъ еретиЕОвъ и про Башкина говорилъ: «не знаю, что за ересь такая! сожгли Курицына и другихъ, да и теперь не знаютъ, за что ихъ сожгли!» Были и другія обвиненія. Артемій сознался, что, приходя изъ пустыни, иногда у хри- столюбцевъ и у царя за столомъ ѣдалъ рыбу; въ нѣмецкій городъ ѣздилъ, но ни съ кѣмъ не толковалъ о вѣрѣ; о дру- гихъ обвиненіяхъ сказалъ: «я такъ не мудрствую, на меня налгали.» Когда митрополитъ замѣтилъ, что еретиковъ всегда проклинали и казнили, то Артемій отвѣчалъ: «за мною по- сылали, чтобы судить еретиковъ, но мнѣ еретиковъ такъ не судить, чтобы предавать ихъ казни.» Хотя свидѣтели не под- твердили самыхъ главныхъ обвиненій; но Артемій всетаки сосланъ въ Соловецкій монастырь, гдѣ его посадили въ мол- чальную келью: онъ не могъ ни съ кѣмъ говорить или имѣть какія либо сношенія, долженъ былъ сидѣть и каяться, и только въ случаѣ смертной болѣзни позволено было ему при- частиться, если онъ исправится. Артемію удалось уйти 'изъ монастыря въ Литву: здѣсь онъ сошелся съ Курбскимъ и по- могалъ ему въ переводѣ книгъ священнаго писанія. С У д ъ. (Историческіе акты, народныя сказанія, судебникъ Іоанна Грознаго, и проч.). Чтобы показать, какъ устроился судъ въ Московскомъ го- сударствѣ, мы сначала посмотримъ, какидъ онъ былъ въ древ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1