Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 279 — ярину и дьяку. По Судебнику Іоанна Грознаго, вора, пой- мапиаго въ первый разъ, били кнутомъ, брали съ него, что слѣдовало истцу, и пошлины, а потомъ отдавали на крѣпкую поруку; если же никто не прииималъ на поруку, то его са-' жали въ тюрьму. Лихихъ людей, разбойниковъ, поджигателей, и проч. казнили смертною казнію, если они сознавались въ преступленіи, а не сознавались, то ихъ пытали но три раза; если не сознаются и на пытиѣ , то ихъ заключали на всю жизнь въ тюрьму; пытали и тѣхъ людей, на кого воръ указы- валъ въ пыткѣ. Но здѣсь много значилъ обыскъ, мірской приговоръ, по которому, въ правлепіе Іоанна Грознаго, рѣ- шали большую часть дѣлъ. Бояре, дьяки и приказные обра- щались къ старостамъ и цѣловальникамъ, которые обыскивали многими людьми, хорошій или дурной человѣкъ тотъ, кого обвиняли. Въ обыскѣ участвовали и князья и дѣти боярскіе, и все духовенство, и крестьяне. При расиросахъ , одни, ко- нечно, оправдывали подсудимаго, другіе находили его винов- пымъ; если людей, которые стояли за подсудимаго, было пя- тидесятые, или шестьюдесятью человѣками болѣе, то его опра- вдывали. Когда въ обыскѣ люди раздѣлялись поровну, на двѣ половины , изъ которыхъ одна говорила въ пользу под- судимаго , а другая нротивъ него , то обыскивали снова другими многими людьми. Обыскные люди были въ большомъ отвѣтѣ, когда оказывалось, что они свидѣтельствовали лживо; тогда , выбравъ изо ста человѣкъ крестьянъ пять или шесть лучшихъ людей, били ихъ кнутомъ, а игумена, по- повъ и дьяконовъ отсылали къ святителю. Эта строгость по- нятна: по словамъ людей, у которыхъ развѣдывали о подсу- димому рѣшали, пытать его или нѣтъ, посадить его въ тюрьму или отдать на поруки. Въ иныхъ случаяхъ, по обыску можно было и казнить смертною казнію , хотя бы виновный не со- знавался на пыткѣ. Чтобы живѣе и нагляднѣе описать старинный судъ, мы приведемъ здѣсь извѣстпую сказку о Ершѣ Щетишшковѣ, въ которой съ точностью представлено, какъ велось судное дѣло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1