Рассказы из русской истории. Вып. 2

niiTY - — — 295 — дворскому, да старостѣ и лучшимъ людямъ цѣловальникамъ ; а въ которыхъ .волостяхъ прежде старость и цѣловальниковъ не было, въ этихъ мѣстахъ повсюду теперь быть старостаыъ и цѣловальникамъ». ■ ЛЪТОПИСИ И ІШЕШЕСТВШ. Встарину лѣтописи являлись во всѣхъ главныхъ городахъ Россіи, къ которымъ тянули окрестные города и села, соста- влявшіе отдѣльную область. Слѣдовательно, лѣтописи изобра- жали мѣстныя событія, мѣстный бытъ, выражали народную любовь къ своей областной родинѣ, хотя въ нихъ въ тоже время часто высказывалась мысль о союзѣ всѣхъ русскихъ земель, о племепномъ родствѣ со всѣмъ святорусскимъ отече- ствомъ. Въ каждой области были свои обычаи, которыхъ дер- жался народъ, былъ свой святой, которому поклонялись, по пословицѣ: «чья земля, того и вѣра; къ кому иду, тому и молюсь». Вслѣдствіе соперничества между областями, мы на- ходимъ и различіе въ разсказѣ объ одномъ и томъ же собы- тіи. Такъ, по новгородскому сказанію, при осадѣ Новгорода Андреемъ Боголюбскимъ, князья, участвовавшіе во владимир- скомъ ополченіи, « забыли о единокровномъ племени и о ду- ховномъ родствѣ отъ св. крещенія, что всѣ составляютъ одинъ родъ русскій», и за это были наказаны: благочестивые нов- городцы вынесли на стѣну икону Богородицы, а неистовые враги не устыдились пускать въ нее стрѣлы ; тогда икона про- лила слезы и навела на Владимирцевъ слѣпоту, они въ тре- петѣ стали поражать другъ друга и бѣжали. Напротивъ, въ преданіяхъ владимирскихъ, Андрей Боголюбскій названъ свя- тымъ; его житіе внесено въ мѣстный патерикъ. Суздальскій лѣтописецъ также говорить, что за грѣхи наши люди, осаж- давшіе Новгородъ, едва воротились домой пѣши, а другіе .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1