Рассказы из русской истории. Вып. 2

" — 296 — чуть jie умерли съ голоду: ѣли даже конину въ великій поста; но потомъ онъ прибавляетъ: «наказалъ Богъ и крѣпко сми- рилъ Новгородцевъ за преступленіе крестное и за гордость, но милостію своею избавилъ ихъ городъ ...... за грѣхи на- велъ и наказалъ по достоянію рукою благовѣрнаго князя Андрея». Изъ древнѣйшихъ кіевскихъ лѣтописей особенно извѣстны: лѣтопись Нестора, которая отличается наивною простотою, живостью и правдивостью разсказа, и такъ называемая Ипатьев- ская лѣтопись, гдѣ такгке очень живо представлены удѣль- ныя распри XII вѣка. Въ тоже время являются Волынскія, Рязанскія, Суздальскія, Ростовскія, Тверскія лѣтописи, по мѣрѣ того какъ народная жизнь развивается въ этихъ обла- стяхъ. На сѣверѣ Россіи, Новгородскія и Псковскія лѣтописи разсказываютъ преимущественно о дѣлахъ Новгорода и Пскова, имѣвшихъ свое особое вѣчевое устройство. До самыхъ вре- менъ Грознаго эти лѣтописи высказываютъ свою нелюбовь къ восточной Руси, жалуясь на разныя притѣсненія Москвы. Описавши взятіе Новгорода Іоанномъ III, повгородскій лѣто- писецъ замѣчаетъ, что отъ многой кручины онъ не въ си- лахъ всего разсказывать. По извѣстію Псковскаго лѣтописца, Нѣмцы подослали къ Іоанну Грозному лютаго волхва, Бомелія, потому что русскіе люди падки на волхвованіе, и навелъ онъ на царя страхованіе, сталъ царь бѣгать отъ невѣрныхъ, со- всѣхмъ было измѣнилъ вѣрѣ, сталъ оказывать свирѣпство къ русскимъ людямъ, а къ Нѣшцамъ любовь. Бомелій, какъ из- вѣстно, былъ лекарь, выѣхавшій изъ Голландіи: онъ состав- лялъ отравы, подстрекалъ Іоанна къ убійству, но наконецъ за сношенія съ Баторіемъ былъ сожженъ въ Москвѣ при всемъ народѣ. Съ возвышеніемъ Москвы являются Московскія лѣ- тописи; въ нихъ господствуешь свой особый взглядъ: такъ Новгородцевъ всегда называютъ крамольниками, мужиками- вѣчниками, отступниками отъ вѣры. Между Московскими лѣ- тописями надо различать тѣ, которыя составлялись по прика- занію великихъ князей, подъ наблюденіемъ правительства, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1