Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 301 — и многорасленная и неувядаемая вѣтвь цЧірскаго изращепія плодоносное сѣмя Русскихъ Самодержателей.» Даніилу, млад- шему сыну Александра Невскаго, поручено было «богоспаб- димое державство преимснитаго града Москвы». Сыну его, Калитѣ, митрополитъ Петръ уже пророчествуетъ о будущей силѣ; при «достохвальпомъ» великомъ князѣ, Димитріи, солнце налилось кровью, возвѣщая гибель поганыхъ Агарянъ : пятый на десять степень представляете Ивапъ Васильевичу «кото- рый побѣдилъ всѣхъ супостатовъ и никѣмъ не былъ побѣук- денъ, раззорилъ всякое нечестіе, истребить всякую ересь, уничтожилъ многоначаліе и самовластіе (т. е. независимую власть).» Также восхваляются сынъ Іоанна III, Василій, и Іоапнъ Грозный; самое рожденіе ихт. представлено чудеснымъ, богоявлеиньшъ. Еромѣ лѣтописей, разныхъ повѣстей и сказаній, изъ древ- нихъ свѣтскихъ сочиненін дошли .до насъ описанія путешествій. Но и эти путешествія (хождеиія) въ старину у насъ обыкновенно имѣли религіозную цѣль: шли въ путь на поклоненіе святымъ мѣстамъ, въ Царьградъ, на Аѳопскую гору или въ Іеруса- лимъ. Таковы хождеиія игумена Даніила (въ XII вѣкѣ), Сте- фана Новгородца (въ XIV вѣкѣ), іеродьякопа Зоспмы (въ XY вѣкѣ, и проч. Другаго рода страиствованіе было Симеона Суздальскаго, который въ 1439 году сопровождалъ митропо- лита Исидора въ Италію па Флорентійскій соборъ и путеше- ствіе купца, Афанасія Никитина, въ Ипдію, при Іоанпѣ III. Всѣ эти люди оставляли свою землю, должны были измѣпять свою обычную, ежедневную жизнь, къ какой привыкли на ро- днив, встрѣчали на пути невиданпыхъ прежде людей, новую, чудную природу: горы, моря, болыпіе каменные города съ другими обычаями и нравами. Любопытпо знать, что удава- лось пмъ подмѣтить, какіе предметы болѣе всего поражали нхъ и занимали: по этому мыГможемъ судить о степени ихъ развитія и образованности. Самимъ первымъ- изъ- нашихъ нутешеетвенпиковъ, паи- болѣе извѣстнымъ въ старину, можно назвать игумена Да-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1