Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 310 — поразилъ каменный столнъ съ часами на верхупівѣ: въ дверцы столпа выходилъ ангелъ, трубилъ въ трубу на площадь, а по- томъ въ другія дверцы подымался па верхъ и билъ часы въ колоколъ. Въ тогдашнее время любили подобный механическія игрушки. Во Флоренціи, Симеонъ дивился высокимъ церквамъ, хитро устроеннымъ изъ бѣлаго камня (мрамора), замѣтилъ, что въ этомъ городѣ дѣлаютъ камки, аксамиты со златомъ, сукна скорлатныя, видѣлъ маслины, шелковичныхъ червей, также кедры и кипарисы , которые сравниваете съ сосною и елью. Точность его наблюдений ограничилась тѣмъ, что онъ сосчиталъ 450 ступеней на одну башню. Еромѣ монастырей онъ посѣщалъ здѣсь лечебницу и богадѣльню: «есть же во градѣ томъ лечебница велика и въ ней за тысячу кроватей, и на послѣдней кровати перины чудны съ одѣялы драгими; тутъ же богадѣльня немощныыъ и пришельцамъ страннымъ иныхъ земель: ихъ кормятъ и одѣваютъ, и обуваютъ, и дер- жатъ честно, а кто ся оможетъ, той ударя челомъ граду, и пойдетъ, хваля Бога.» Симеонъ сообщаетъ, что на соборѣ, въ Феррарѣ вмѣстѣ съ латинскими епископами собрались па- тріархъ и 22 митрополита восточной церкви: сходились до 25 разъ, но согласія между обѣими сторонами не было. По- слѣ этаго устроенъ новый соборъ во Флоренціи, и тутъ во- сточные митрополиты, исключая четырехъ, подписали грамоту, по которой признавали папу главою обѣихъ церквей. Исидоръ также подписался; участь его извѣстна: по возвращеніи въ Москву, онъ заключенъ въ монастырь, какъ измѣнникъ пра- вославію, но успѣлъ бѣжать въ Италію къ папѣ. Другимъ памятникомъ ХѴ-го вѣка служить путешествіе тверскаго купца, Аѳанасія Никитина, который въ 1468-мъ году отправился искать счастья въ Индію. Никитинъ былъ простымъ, необразованнымъ, но сметливымъ человѣкомъ : въ немъ живо выразились удаль, находчивость, терпѣніе и пере- имчивость, свойственныя издавна русскому характеру. Не ду- мая, не гадая, забрался онъ въ Индію: РІндія, какъ свидѣ- тельствуютъ наши былины, по причинѣ частыхъ торговыхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1