Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 316 — бабитъ (принимастъ) ьіужъ; имя сыну даетъ отецъ, а мать дочери. Пошелъ или пришелъ, они кланяются по монаше- ски, обѣ руки до земли дотычутъ, а не говорятъ ничего. Къ* Первотѣ, къ своему Іерусалиму (главное священное мѣсто въ землѣ индѣйской) ѣздятъ о великомъ заговѣньѣ, а съѣзяшотся всѣ наги, только на заду платъ, и жопки наги, а иныя въ фатахъ, да на шеѣ много жемчугу и яхонтовъ, да на рукахъ обручи и перстни золотые. Внутрь къ бухтану ѣздятъ на во- лахъ, а у вола рога окованы мѣдыо, на шеѣ триста коло- кольчиковъ , да копыта подкованы мѣдыо, а тѣ волы зовутся ачьчѣи. Индѣйцы вола зовутъ отцемъ, а корову матерью. Какъ пекутъ хлѣбы и варятъ себѣ пищу, тѣмъ пепломъ ма- жутся по лицу и по всему тѣлу.» Эти отрывочиыя свѣдѣнія всетаки показываютъ наблюдательность Никитина, хотя онъ и не въ состояніи объяснить, почему то и другое дѣлается такъ, а не иначе; какъ купецъ, онъ, сколько могъ, разъуз- налъ обо всѣхъ главныхъ гаваняхъ и торговыхъ мѣстахъ, также гдѣ какіе добываютъ и продаютъ товары: онъ гово- рить объ Ормузѣ, Москатѣ, Камбатѣ, Шабатѣ, Келекотѣ, Хинѣ, Мачинѣ, Силянѣ (островѣ Цейлонѣ) и т. д. и вездѣ опредѣляетъ днями ѣзды разстояніе одного мѣста отъ дру- гаго; изъ товаровъ, добываемыхъ въ разныхъ мѣстахъ Ин- діи, онъ называетъ: синюю краску нилъ, сандалъ, мастику, драгоцѣнные камни, алмазъ (локоть горы, гдѣ родится ал- мазъ, по двѣ тысячи фунтовъ золотыхъ новаго алмазу), агатъ, яхонтъ, хрусталь , я^емчугъ, бисеръ, фарфоръ, прянныя ко- ренья, перецъ, мускатъ, корицу, инбирь, гвоздику, шелкъ, сахаръ, слоновъ и проч. Никитинъ наконецъ сильно стосковался по родинѣ. «Ве- ликаго дня Воскресенія Христова не вѣдаю, говоритъ онъ: а по примѣтамъ гадаю, Великъ день христіанскій бы- ваетъ прежде бусурманскаго байрама, за девять , или за де- сять дней. Со мною нѣтъ ничего, никакой книги; книги взялъ съ собою съ Руси, да какъ меня пограбили, то и ихъ отняли, а я забылъ всѣ праздники христіанскіе, ни Велика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1