Рассказы из русской истории. Вып. 2

— 49 — князя вернулись къ Москвѣ; они думали тайкомъ пробраться въ городъ и ударить челомъ государю, сказавъ, что вовсе не бѣгали, а ■ездили на богомолье. Но Петръ Шуйскій успѣлъ ихъ схватить: одного въ самыхъ воротахъ, другаго на посадѣ. Іоаннъ сначала посадилъ ихъ подъ стражу, но потомъ про- стилъ, такъ какъ они учинили побѣгъ отъ неразумія и отъ страха. II. Пѳремѣна въ дѣлахъ Іоаннова правленія поелѣ московскаго пожара. (Курбскій, письма Грознаго, Царственная книга, Стоглавъ, и проч.). Мы видѣли, что главною думой Іоанна, чуть онъ выросъ было господствовать надъ боярами. Побѣда надъ супротивни- ками сначала казалась ему легка, но, по юношеской запаль- чивости, онъ на одного себя надѣялся слишкомъ много. Ужас- ный московски! пожаръ и возстаніе народа вдругъ поразили его среди гордой увѣренности въ своей силѣ. Онъ оробѣлъ и смирился. «Страхъ вогпелъ мнѣ въ душу и трепетъ въ кости, говорилъ онъ объ этомъ впослѣдствіи собору духовенства: я позналъ все зло, какое сдѣлалъ, какъ угнеталъ бѣдный на- родъ всякимъ насиліемъ... я испросилъ прощеніе самъ и про- стилъ князьямъ и боярамъ». На Іоанна, въ его юности, порою находили минуты, когда онъ умилялся до слезъ, готовъ былъ каяться въ своихъ поступкахъ и оказывать всякую милость. Но причиною его перемѣны были также люди, которыхъ онъ въ то время къ себѣ приблизит,, видя ихъ незначительными по званію и роду. То были: Сильвестръ, священникъ Благо- вѣщенскаго собора, и нарскій ложничій (спальникъ), Алексѣй Адашевъ. Курбскій въ своей исторіи разсказываетъ о нихъ слѣдующее: «Тогда (т. е. послѣ пожара), тогда, говорю, явился къ нему одинъ мужъ, священникъ званіемъ, именемъ Силь- вестръ, пришелецъ изъ Великаго Новгорода, и началъ строго уличать его священнымъ писаньемъ и заклинать страшнымъ Божіимъ именемъ; къ этому началъ еще разсказывать о чу- десахъ, о явленіяхъ, чтобы напугать его и подѣйствовать на его дѣтскій, неистовый нравъ. Придумалъ онъ это, подобно 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1