О влиянии борьбы между народами...

28 О В.ІІЯШИ БОРЬБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ И СОСЛОВІЯМИ НА ОБРАЗОВАН IE родные, но и тотъ родъ, къ которому принадлежите преступникъ. Но столкновенія не всегда вели нъ войнѣ и кровопролитно: чаще всего они оканчивались, по приговору старѣйшинъ родовъ, или пла- той въ пользу обиженнаго лица и его родныхъ опредѣленнаго коли- чества имуществъ, или же выдачей головой преступника. Когда пре- етупникъ былъ человѣкъ надежный и пользовался общимъ располо- женіемъ рода, родъ принималъ его подъ свое покровительство, защи- щалъ его и. общей складчиной помогалъ ему откупаться отъ мести. Когда же преступникъ не пользовался хорошимъ мнѣніемъ своего рода, то обыкновенно родъ, для избѣжанія мести отъ чужеродцевъ, отказывался отъ него и выдавалъ его обиженнымъ лицамъ. Выдан- ный преступникъ или безнаказанно убиваемъ былъ, или откупался, если имѣлъ собственныя средства и помогали ему его родные, или поступалъ въ рабство къ обиженному лицу, или же продавался съ общаго торгу и становился рабомъ покупщика. Имущество, выру- ченное такимъ образомъ отъ продажи преступника, отчасти посту- пало на удовлетвореніе обия?еннаго лица, или его родныхъ, отчасти отдавалось родовымъ и племеннымъ старѣйшинамъ, въ вознагражденіе за ихъ правительственную деятельность. 37 Между старейшинами бродячихъ народцевъ не существовало равенства: одни изъ нихъ превосходили другихъ своимъ богатствомъ, многочисленной родней и числомъ находившихся въ ихъ услуженш слугъ и рабовъ. Такіе старейшины всегда имели возможность дер- жать въ зависимости соседнихъ съ ними, слабѣйшихъ старѣйшинъ. Несколько соседнихъ старейшинъ, съ своими подчиненными, или добровольно искали защиты и покровительства самаго сильнейшаго старейшины, или же подчинялись его власти противъ воли, по при- нужденію. И въ томъ и въ другомъ случае возникала власть ста- рейшины надъ старейшинами, возникало новое общество племя, состоявшее изъ соединенія несколышхъ соседнихъ родовъ. 38 По словамъ Восточныхъ писателей, у Славянскихъ народцевъ существо- вало множество племенныхъ и родовыхъ старейшинъ. О верховныхъ начальникахъ, господ ствовавшихъ у Славянскихъ племенъ надъ мно- гими старейшинами, упоминаютъ Византійскіе писатели, описывая бытъ Дунайскихъ Славянъ, и Козьма Пражскій, описывая бытъ Че- ховъ, при иервомъ поселеніи ихъ въ Боіогеме. Такіе же начальники существовали и у бродячихъ народовъ Чудскаго нарѣчія. Въ нача- ле XIII столетія надъ всей Ижорской Землей господствовалъ одинъ старейшина, по имени Пелгуй. Въ XII столетіи летописцы, описы- вая борьбу. Русскихъ Князей съ независимыми Чудскими племенами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1