О влиянии борьбы между народами...

32 О В.ІІІЯНІИ БОРЬБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ И СОСЛОВІЯМИ НА ОБРАЗОВАНА У степеней, господствавали надъ болѣе обширными политическими еди- ницами, чѣмъ родъ. Хотя каждый Князь былъ прежде всего началь- ника. и повелитель своихъ собственныхъ сыновей и своего собствен- ная рода, но, сверхъ того, онъ господствовалъ и надъ многими другими родоначальниками. Князья господствовали не но праву избранія, но по праву рожденія: всѣ Княжескія дѣти мужескаго пола наслѣдовали сте- пень и власть своего отца. 49 Подобное же дѣленіе на простой на родъ, старѣйшинъ и князей разныхъ степеней съ иаслѣдственною властью существовало у Печенѣговъ, Торковъ, Козаръ и у другихъ кочевни- ковъ, скитавшихся въ юговосточныхъ степяхъ Руси IX столѣтш. Какъ у бродячихъ, такъ и у кочевыхъ, народовъ существовали осо- бенныя округи кочевыя, отдѣльныя для каждаго народца, а, быть мо- жетъ, и для каждаго племени, и особенныя священныя мѣста обще- ственныхъ собраній, гдѣ совѣщались начальники объ общественныхъ дѣлахъ и гдѣ совершались жертвоприношенія и пиршества. У Ски- ѳовъ каждая народность имѣла свое особенное кочевье, съ точно опрен дѣленными границами, и раздѣлялась на округи, въ средоточіяхъ кото- рыхъ находились священныя мѣста, куда, но прызыву старѣйшинъ округа, собирались Скиѳы для совершенія религіозныхъ обрядовъ, для празднествъ и пиршествъ. Кромѣ мѣстныхъ собраній, существовали у Скиѳовъ и собранія общія, на которыя сходились на совѣгцанія не только Цари всѣхъ Скиѳскихъ народцевъ, но даже начальники Ѳелоге- товъ, Тавровъ и другихъ окрестньіхъ народовъ, никогда не называв- шихся Скиеами. Всѣ Печенѣги раздѣлялись на 8 округовъ, и каждый округъ подраздѣлялся на сорокъ меньшихъ частей. Надъ каждымъ окру- гомъ стоялъ особенный Князь, и каждое иодраздѣленіе округа имѣло тоже своихъ особенныхъ Князей, но подчиненныхъ окружному Князю. Надъ окружными Князьями не существовало ни какой высшей власти. Округъ былъ самостоятельнымъ обіцествомъ; его Князь былъ вер- ховнымъ Княземъ. Но въ военное время окружные Князья собирались на совѣтцанія объ общихъ дѣлахъ. 50 У Половцевъ каждый народецъ имѣлъ свое собственное мѣсто кочевья (что уже видно изъ на- званий нѣкоторыхъ Половецкихъ народцевъ по мѣсту жительства, на примѣръ: Половцы Лукоморскіе); но Князья и родоначальники со- еѣднихъ народцевъ сходились на совѣіцанія объ общественныхъ дѣлахъ, касавшихся дѣлъ всѣхъ, или многихъ Половецкихъ народ- цевъ. Въ совѣщаніяхъ не принималъ никакаго участія простой на- родъ. Вѣроятно, также было и у другихъ кочевниковъ. Наконецъ, какъ у бродячихъ, такъ и у кочевыхъ, народовъ, отдѣльныя племена соединялись въ союзы, или временно, для обороны и нагіаденія, или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1