О влиянии борьбы между народами...
4-0 О ВЛІЯНШ БОРЬБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ И СОСЛОВІЯМИ НА ОБРАЗОВАНА новъ. Всѣ эти лица, составляя въ общей совокупности жреческое сословіе городовъ Славянекихъ, поддерживали по очереди священный огонь передъ истуканомъ Перуна, истолковывали значеніе сновъ, га- дали о будущемъ и совершали общественныя молитвы и жертвопри- ношенія. Въ глазахъ современниковъ они были люди всемогущіе, спо- собные видѣть далеко будущее, предсказывать причину смерти, лѣ- чить больныхъ, обуздывать лошадей, изгонять изъ города змѣй и на- сѣкомыхъ, отвращать отъ человѣка вредное вліяніе звѣрей и птицъ, задерживать теченіе рѣкъ и совершать невидимымъ образомъ разнаго рода дѣйствія, причиняющія зло человѣку. Какъ люди, одаренные сверхъестественной силой, очевидно, жрецы не могли быть тѣмъ же по отношенію къ своему родоначальнику, чѣмъ были простые смерт- ные. Но въ какомъ отношеніи стояло сословіе жрецовъ къ родовому устройству, объ этомъ трудно судить, за недостаткомъ данныхъ. Из- вѣстно только, что въ Новгородѣ, гдѣ, въ пору распространенія Хри- стіянства, было нѣсколько народностей, жрецы каждой народности составляли особенное тѣло, и во главѣ жрецовъ Славянской народ- ности стоялъ одинъ верховный жрецъ. Извѣстно также, что жре- ческія общества существовали и въ другихъ городахъ Славян- екихъ, на примѣръ, въ Славянекихъ городахъ .Литовской Земли. Но такъ какъ жрецы въ каждомъ городѣ составляли особенное тѣло, имѣвшее своего особеннаго начальника, то можно заключить, что жре- ческое сословіе выдѣлялось изъ родоваго устройства и находилось подъ непосредственною властью Князя и его Боярскаго совѣта. 61 Та же іерархія зависимыхъ отношеній, на которой основано было внутреннее устройство рода, господствовала и внѣ его. Въ городахъ, состоявшихъ изъ нѣсколькихъ родоначальниковъ, между родоначальниками-боярами не существовало равенства. Въ лѣтопи- сяхъ упоминаются старѣйшіе, болыніе, лучшіе и нарочитые Бояре. Но всей вѣроятности, это различіе между Боярами огіре- дѣлялось отчасти знатностію происхожденія, но еще болѣе коли- чествомъ людей и земель, принадлежавшихъ тому, или другому, Боярину; по тому что въ то время, когда каждый Бояринъ счи- талъ себя державцемъ земли, степень Боярина зависѣла отъ тѣхъ же самыхъ причинъ, отъ которыхъ въ наше время зависитъ сте- пень Королей и Императоровъ, а именно: отъ пространства об- ласти, на которую распространялась его власть, и отъ количе- ства принадлежавшихъ ему людей. Самый сильнѣйшій и могуще- ственнѣйшій родоначальникъ, стоявшій во главѣ всѣхъ родоначаль- никовъ города, назывался Княземъ. Власть Князя была наслѣдственна:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1